Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Феськова Елена Викторовна

Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края". 

Итоговое занятие по разделу "В гости к осени". На занятии используеся групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx26.22 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_41.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Феськова Елена Викторовна

Класс: 2

Учебное пособие: Природа родного края. Учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных школ. Авт.-сост. Н. Е. Пряникова, Н. В. Шик. – Брянск: «Курсив», 2013. – 124с.

Тема: «Осенний календарь. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь»

Оборудование: компьютер, проектор,  демонстрационный материал, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

  • регулятивные УУД: уметь понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: уметь ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя, строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, использовать знания в измененных условиях;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Личностные: способствовать  формированию учебно-познавательного интереса к учебному материалу;  формированию мотивационной основы учебной деятельности.

План-конспект

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, а я подарю вам; подарите свои улыбки нашим гостям и гости подарят свои улыбки вам. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.

- Ребята, перед тем как мы начнем наше занятие, покажите, пожалуйста, свой индикатор настроения.

  1.  Актуализация знаний.

(Звучит мелодия «У природы нет плохой погоды»)

- Ребята, послушайте фрагмент песни и скажите, какое время года навивает вам эта мелодия?

- Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", а других - "прощальная краса" природы, которая засыпает, готовясь к долгой и суровой зиме. Мы в гостях у прекрасной осени. Вот как о ней отозвался великий поэт А. С Пушкин: «Унылая пора! Очей очарованье!».

Только я, ребята, понять не могу, что такое осень – это унылая пора или очарование? Как-то разные это понятия. Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит сегодня найти ответ?

По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А для вас, какая осень?

Домашним задание для вас было составить синквейн об осени. Проверим, как группы справились с заданием.

Как вы уже поняли, сегодня нам предстоит работа в группах, поэтому, я думаю, что не лишним будет повторить правила работы в группе.

А оценивать работу на занятии вы будете сами, с помощью оценочных листов.

1 группа – ответственный – Рондик Полина.

2 группа – ответственный – Обыденникова Анастасия.

3 группа – ответственный – Туболева Мария.

1группа Осень

Великолепная, волшебная.

Наряжает, радует, изумляет.

Осень дарит нам красоту.

Сказка

2 группа Осень

Золотая, красивая.

Украшает, печалит, наступает.

Осень – красивое время года.

Покой

3 группа Осень

Дождливая, золотая.

Наступает, золотит, мочит.

Осень – печальное время года.

Грусть

Молодцы, я вами очень довольна. Оцените себя.

Но вот нет точного ответа: что такое осень. Она опять у нас получилась разной.

  1. Постановка учебной задачи.

- Ребята, а если познакомиться с осенью поближе, может тогда мы сможем ответить на наш вопрос? Я предлагаю вам перенестись в осенний лес. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.  Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Вот мы и в осеннем лесу.

 Какие изменения происходят в Брянских лесах, поможет ответить на вопрос наш учебник. Я предлагаю вам поработать с текстом на с.28. Я вам его распечатала. 1 группа выбирает материал, относящийся к сентябрю, 2 группа- к октябрю, 3 группа – к ноябрю.

Оцените свою работу.

Скажите, прекрасна погода осенью? У нас опять нет точного ответа.

  1. Открытие нового знания.

В тексте нам встретились названия осенних месяцев. Какие? Вам интересно, откуда пришли сами названия этих месяцев?

Тогда возьмите карточки и найдите нужную информацию о своем месяце.

В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.

ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. 

НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

Оцените свою работу.

А вот наши предки, славяне, были куда более изобретательными. Это ведь они придумали для нас такие замечательные сказки, пословицы, поговорки. Они же придумали свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками. Хотите узнать какие?

Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.

Сентябрь – хмурень, ревун, зоревник, дождезвон.

Сентябрь люди зовут златоцветом, потому что на деревьях и кустах появляются золотисто-желтые листья.

Октябрь – позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.

Второй месяц осени  - октябрь. В старину его называли листопадом или листопадником.

Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.

Последний осенний месяц – ноябрь. Его народное название – грудень, потому что грязь на дорогах смерзалась со снегом и льдом и лежит грудами. В ноябре холодно, дуют порывистые ветра, часто идут дождь со снегом.

Старинные названия - очень меткие, они точно говорят о характере месяца, каждое название – как маленький рассказ.

А еще наши предки подмечали особенности погоды и так возникли народные приметы.

Перед вами карточки. Задание вставить название месяца.

В … одна ягодка, и та горька.

… землю покроет где листочком, где снежочком.

Холоден батюшка октябрь, а … и его перехолодил.

Оцените свою работу.

Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.

Я предлагаю вам побыть в роли художников. Перед вами 3 изображения осеннего дерева. Оденьте свое дерево «по-погоде», в соответствии со своим месяцем. Подсказка в учебнике, на с. 30.

- Ребята, осенью часто идут дожди. Какие они? А какое настроение они дарят нам?

А я вам предлагаю проверить, что дождь – это весело.

Физминутка

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Авторы нашего учебника предлагают выполнить вот такое задание: что изменилось в природе в начале осени и в конце осени. Казалось бы, осень- это всего три месяца, но как сильно меняется за это время наша природа.

- Я вам буду загадывать загадки, ваша задача. не просто их отгадать, но и рассказать как они меняются в течение осени.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Она под осень умирает,

 И вновь весною оживает,

 Коровам без неё беда,

 Она их главная еда.

Ответ (Трава)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

Летом ходит без дороги

 Возле сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге,

 От мороза прячет нос.

(Медведь)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

Пушистая лошадка,

 А может бегемот,

 А может просто ватка

 Над нами вдаль плывет.

( Облако)

Без пути и без дороги

 Ходит самый длинноногий,

 В тучах прячется,

 Во мгле,

 Только ноги на земле.

 (Дождь)

Вот такие изменения происходят в течение осени.

Оцените свою работу.

  1. Рефлексия.

- Уходит осень, ей на смену придёт зима. А мы с вами так и не ответили на вопрос: какая же она осень? Она разная, но не любить и не восхищаться ей нельзя.  

Давайте на прощание подарим осени платье из осенних листьев. Покажите свое настроение в конце занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

занятие по внеурочной деятельности "Природа родного края"

Занятие по ВУД  «Первые вестники весны – первоцветы»  Цель: познакомить с первоцветами Брянской области    Задачи:познакомить с первоцветами Брянской об...