Тьюторское сопровождение в школе. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
статья
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от дошкольного образования до высшего профессионального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie_v_shkole.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение в школе. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от дошкольного образования до высшего профессионального обучения.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.
Говоря о детях с ОВЗ, мы предполагаем, что процесс их воспитания и обучения будет носить коррекционную направленность.
Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление определенных особенностей психического или познавательного, не соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организацией процесса обучения.
Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду
Основной задачей обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:
1. Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.
Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.
2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях школьного учреждения.
Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.
Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалисты с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).
Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:
1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. Тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
4 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
1. Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
2. Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
3. Оказание родителям эмоциональной поддержки;
4. Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
5. Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
6. Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога - психолога, учителя-дефектолога, врача, учителя-логопеда и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.
5. Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития».
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего».
Основные этапы индивидуального сопровождения:
⮚ Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
⮚ На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
⮚ Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
⮚ Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
⮚ Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;
⮚ На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
На этапе адаптации тьютор ставит основные приоритетные задачи:
- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
- развитие навыков самообслуживания;
- адекватное восприятие детского коллектива;
- развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию к другим специалистам, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего образовательное учреждение.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Необходимо, чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:
1) Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу;
2) Образовательная цель – то, чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;
3) Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы и приемы работы с детьми в ГПД"
Приемы работы с детьми...
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...
Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).
Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением)....
Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".
Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....
Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"...
«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.
laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....