Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
методическая разработка (3 класс)
Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpaucuds.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов. На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.
АМО строятся на:
· использовании знаний и опыта обучающихся,
· вовлечении в процесс всех органов чувств,
· групповой форме организации их работы,
· деятельностном подходе к обучению,
· разнообразных коммуникациях,
· творческом характере обучения,
· практической направленности,
· диалоге и полилоге,
· интерактивности,
· игровом действе,
· рефлексии,
· движении.
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:
- методы формирования знаний;
- методы воспитания личности;
- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
- методы регулирования психического состояния детей.
В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.
Методы формирования знаний
В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.
Метод слова включает:
—объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.
- сопряженную речь — проговаривание хором;
- невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;
— зрительно-наглядную информацию
— иллюстрации схемы
тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.
Методы воспитания личности
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в домашних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.
Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.
Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся
Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, приемы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.
Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями.
Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид организованных занятий урочной формы в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная однородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостатком является Ограниченный индивидуальный подход.
Методы регулирования психического состояния детей
Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень воображения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам.
Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической регуляции:
- доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику;
- позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;
- постановка общей цели, объединение общими интересами, организация взаимодействий учащихся по принципу психологической совместимости;
- адекватность средств, методов и методических приемов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей;
• примирительные акты в случае конфликтов, возникающих
вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, раз
ногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.
Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере
убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,
уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на
положительном, переориентировка внимания на другой объект или
действие;
- суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Внушения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, повышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998);
- использование музыки с целью снятия нервно-мышечного напряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);
- игровые методы организации занятий, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, радости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до формирования эмпатии в межличностных отношениях;
- театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с передвижением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы и приемы работы с детьми в ГПД"
Приемы работы с детьми...
Методы и приемы обучения обучающихся с умственной отсталостью
На уроках счета необходимо включать:-Работу с калькулятором-Работу с деньгами-счеты....
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
из опыта работы...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умеренной умственной отсталостью.
методическая разработка...