Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
методическая разработка (3 класс)

Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpaucuds.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости

 Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия является сравнение изучаемых объектов. На каждом занятии планируется коррекционная работа в форме развивающих игр, которые специально предназначены для активизации психических процессов, развития умственных способностей, тренировки памяти и мышления детей. Развивающие игры помогают лучше усваивать и закреплять знания, полученные на занятиях, воспитывают у умственно отсталых детей наблюдательность.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы.

АМО строятся на:

· использовании знаний и опыта обучающихся,

· вовлечении в процесс всех органов чувств,

· групповой форме организации их работы,

· деятельностном подходе к обучению,

· разнообразных коммуникациях,

· творческом характере обучения,

· практической направленности,

· диалоге и полилоге,

· интерактивности,

· игровом действе,

· рефлексии,

· движении.

Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом  педагогической деятельности.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов:

  • методы формирования знаний;
  • методы воспитания личности;
  • методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
  • методы регулирования психического состояния детей.

В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Методы формирования знаний

В работе с умственно отсталыми детьми для формирования знаний используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений.

Метод слова включает:

—объяснение, описание, указание, суждение, уточнение, замечание,
устное оценивание, обсуждение, совет, просьбу, беседу, диалог и т. п.

  •  сопряженную речь — проговаривание хором;
  •  невербальную информацию в виде мимики, пластики, жестов, условных знаков;

—         зрительно-наглядную информацию

— иллюстрации схемы
тела человека, гигиенические плакаты, видеофильмы и т. п.

Методы воспитания личности

Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются окружающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Умственно отсталые дети, воспитывающиеся в замкнутом пространстве коррекционных учреждений, детских домов, психоневрологических диспансеров или в домашних условиях, имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с нарушением интеллекта слабо выражены и с трудом формируются.

Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем.

Методы организации взаимодействия педагога и занимающихся

Индивидуальные занятия проводятся с детьми-инвалидами с детства, с детьми надомного обучения, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения умственной отсталости. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, приемы лечебно-восстановительных и коррекционно-компенсаторных мероприятий, оперативно контролировать состояние ребенка.

Индивидуально-групповые занятия проводятся с группой от 2—3 до 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями.

Малогрупповые занятия — наиболее распространенный вид организованных занятий урочной формы в специальных детских садах, школах, интернатах. Относительная однородность группы позволяет упорядочить учебный процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия, вербального и невербального общения, повышать педагогическую и моторную плотность урока. Недостатком является Ограниченный индивидуальный подход.

Методы регулирования психического состояния детей

Для детей с умственной отсталостью характерны неустойчивость и рассеянность внимания, вялость мышления, низкий уровень воображения и фантазии, склонность к штампам и стереотипам.

Для оптимизации состояния есть различные приемы психолого-педагогической  регуляции:

  • доброжелательный стиль общения, доверие, открытость педагога, выраженное внимание к каждому ученику;
  • позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание оптимизма, эмоционального комфорта и безопасности;
  • постановка общей цели, объединение общими интересами, организация  взаимодействий  учащихся  по  принципу психологической совместимости;
  • адекватность средств,  методов  и  методических  приемов реальному состоянию и индивидуальным возможностям детей;

•        примирительные акты в случае конфликтов, возникающих
вследствие неустойчивого психического состояния, неудачи, боли, раз
ногласий, эмоционального дискомфорта, отсутствия внимания и т. п.
Способами разрешения конфликта могут быть мотивированное пере
убеждение, изменение установок, отношений и оценок, компромисс,
уступка, шутка, улыбка, обоюдный анализ ситуации, концентрация на
положительном, переориентировка внимания на другой объект или
действие;

  • суггестивные методы (методы внушения), при которых дети с умственной отсталостью без обдумывания, пассивно, без борьбы мотивов усваивают идеи и высказывания педагога (психолога). Внушения касаются снятия страхов, тревоги, стресса, неуверенности, повышения работоспособности, мобилизации эмоциональной активности (Гройсман А.Л., 1998);
  • использование музыки с целью снятия нервно-мышечного напряжения, ускорения восстановительных процессов, ритмической и эмоциональной настройки (Брусиловский Л.С, 1979);
  • игровые методы организации занятий, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение удовольствия, радости. Специальным подбором подвижных игр можно регулировать психоэмоциональное состояние от снятия агрессивности до формирования эмпатии в межличностных отношениях;
  • театрализованные формы занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с передвижением, воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источником двигательной, психомоторной, социальной активности (Гройс-ман А.Л., Росляков А.Ф., 1993).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Методы и приемы обучения обучающихся с умственной отсталостью

На уроках счета необходимо включать:-Работу с калькулятором-Работу с деньгами-счеты....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...