Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"
статья
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obuchenie._metody_i_priemy_raboty_s_detmi_ovz.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Тема «Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ»
“Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы им поможем”. ….
За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление невозможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.
История человеческой культуры показывает, что инвалидность не только не препятствует достижению успеха, но, наоборот, становится стимулом для свершений. Среди актеров, музыкантов, ученых, политиков, писателей немало людей с инвалидностью и различными нарушениями здоровья. Они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни и культуры. Например:
Франклин Делано Рузвельт -32-й президент США, возглавлял Америку во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, в 1921 году заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, передвигался только на костылях, но при этом запрещал всем жалеть себя, а своему окружению – проявлять любую сентиментальность.
Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев. Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Несмотря на инвалидность, он продолжал летать. За время войны Алексей совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после.
Знаменитая французская актриса Сара Бернар (начало XX века). В 1905 году Бернар сильно повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но она не оставила сценическую деятельность: в годы Первой мировой войны она выступала на фронте и была награждена орденом Почетного легиона.
Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен долгие годы был глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух, например, Девятая симфония и Торжественная месса.
Американский слепой певец, композитор, пианист, барабанщик, музыкальный продюсер и общественный деятель – Стиви Уандер. Его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен». Ослеп он вскоре после рождения, а уже в возрасте одиннадцати лет подписал свой первый контракт со звукозаписывающей корпорацией.
Судьбы знаменитых людей с серьезными нарушениями здоровья не только вдохновляют болеющих людей, но и учат важным уроком для всех остальных. Одновременно в мире существуют миллионы простых и непрославленных инвалидов, о которых не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя.
Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.
В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.
Принципы инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзия в переводе – это включение. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования является успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. Инклюзивное образование должно обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.
Плюсы инклюзивного образования:
- Создание в школах специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
- Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
- Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
- Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, но
инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
Особенно хочется рассказать о детях с психоэмоциональным состоянием, которое часто близко к экстремальному, поэтому педагогами при работе с такими детьми используется метод «холдинга» (в переводе «держать, удерживать»), разработанный американским психиатром Мартой Уэлч. Этот метод довольно-таки прост и состоит в том, что: первоначально ребенок находится с учителем в конфронтации, что не должно пугать учителя, здесь главное – не пугаться крика, плача, взмахов руками, ногами, а иногда и выскакивание из класса и т.д. В таких случаях нужно попробовать его успокоить, глядя в глаза, дать понять, что его любят и переживают за его состояние. По истечении определенного времени ребенок начинает доверять учителю, перестает сопротивляться, устанавливается контакт глазами, появляется улыбка. Постепенно, общаясь с учителем изо дня в день, ребенок разрешает себя обнять, подержать за руку и т.д., в связи с этим менять учителей, работающих с такими детьми, нельзя.
Некоторые правила работы с детьми ОВЗ:
1. Предоставлять каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, заменить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим в общей работе. Так отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми. Индивидуализация темпа – необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.
2. Должна быть регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке, которая позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить внимание.
3. Для снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты», например:
- детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: при желании поменять рабочее место, расслабиться, постоять и т.д.
- учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на плечо, разрешить отстраниться от текущей работы.
4. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Необходимо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим.
6. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности, а не навязывать ее.
7. Учитель должен предлагать детям задания, которые они выполняли бы с удовольствием. Требовать от ребенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует осторожно и дозированно, так как постоянное напряжение приводит к соматическим или психологическим проблемам.
Эффективные педагогические приемы и методы для инклюзивного образования
Совместное групповое обучение — совсем другое. Это лучше объяснить при помощи аналогии с головоломкой — пазлом, где у каждого фрагмента есть свое уникальное место, которое он должен занять, чтобы пазл сложился. Другими словами, все члены группы должны принимать участие в достижении единой цели.
«Пусть дети учат друг друга» . Взаимное обучение сверстников — это когда один учащийся учит другого под руководством учителя. Взаимное обучение — мощный инструмент повышения эффективности обучения. Его можно использовать не только для преподавания чтения, но и математики, естественных и социальных наук, физкультуры, — практически во всех предметных областях школьной программы.
Разбивайте учащихся на пары случайным образом, просите их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Раз в неделю формируйте новые пары.
Запланируйте обучение таким образом, чтобы оно, например, проходило по 15–20 минут три или четыре дня в неделю в течение, скажем, двух недель.
Подбирайте учебные материалы, позволяющие самостоятельно исправлять ошибки (например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку).
Обучайте и тщательно наблюдайте за учениками (особенно на начальных стадиях внедрения данной формы обучения), которые выступают в роли обучающего и обучаемого.
Игровые методы – гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что для школьников с ОВЗ.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем -и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Какие бы методы или технологии вы не использовали, основное правило для учителя: создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Очень важно развивать у детей с ОВЗ социальный опыт и социальные навыки.
Как же можно обучать социальным навыкам?
Социальным навыкам можно обучать при помощи таких методов, как:
- поощрение интереса учащихся к анализу собственных социальных навыков; (дежурство)
- прямое обучение социальным навыкам; (как покупать хлеб, пришивать пуговицу, благодарить людей)
- объяснение и моделирование применения социальных навыков; (Например, вы можете продемонстрировать навык при помощи:
живой модели (ПДД), ролевой игры (семья), мимики, используя видео (например, останавливая запись на критических моментах, чтобы обсудить поведение и способы реагирования);
- поощрение соответствующего поведения (не следует сосредотачиваться исключительно на стремлении устранить «плохое» поведение);
- подсказка и напоминание учащимся о необходимости вести себя в соответствии с каждой конкретной ситуацией («Сергей, что ты скажешь, если у тебя спросят, хочешь ли ты поиграть?»);
- использование литературы для воспроизведения жизненных ситуаций и проблем, имеющих отношение к социальным навыкам;
- строить занятия в классе таким образом, чтобы усиливать атмосферу доверия, принятия других, желания поделиться и взаимной поддержки, и подчеркивать ценность разных знаний и навыков.
Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
2. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
3. 526 с.− М.: Научное издательство БРЭ, 2003, −3. Педагогический энциклопедический словарь.
4. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
365 с.− М.: ВЛАДОС, 2004. − 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. −5. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов
256 с.−6. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие / В. В. Сериков / под ред. В. А. Сластенина, И. А.Колесниковой. – М. : Академия. – 2008.
5.http://pedlib.ru/Books/2/0307/2_0307-23.shtml#book_page_top
6.http://www.elective.ru/arts/ped06-k0034-p01414.phtml
7.Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О.А. Издательство: Немо Пресс, : 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы и приемы работы с детьми в ГПД"
Приемы работы с детьми...
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).
Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением)....
Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".
Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....
Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"...
Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ".
Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"....
«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.
laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....