«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.
методическая разработка по логопедии (3 класс)

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnie_metodi_i_priemi_raboti_s_detmi_s_ovz.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РК

 «Алупкинская санаторная школа-интернат

Доклад на педагогическом совете:

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ»

Рекомендации учителям начальной школы.

                                                                                                    Подготовила:

 Белик Лариса Васильевна

                                                                                                                учитель-дефектолог  

г. Алупка

 Учитель всегда должен быть авторитетом для учеников. Авторитет

учителя определяется его отношением к преподаваемой науке, увлеченностью, которая передается ученикам, служит важным стимулом возникновения у них познавательного интереса. Увлеченность, естественно, должна сочетаться с

компетентностью, с глубоким знанием своего предмета, умением выделять в нем наиболее главное и существенное, осведомленностью о современном

состоянии данной науки.

Высокое профессиональное мастерство учитель должен сочетать со столь же высокой любовью к детям. Попытка разъединить эти два подхода обречена на неудачу.

При выборе методов каждый педагог должен останавливаться на тех, которые максимально раскрывают его способности, отвечают его инди- видуальности. Есть учителя, которые прекрасно владеют искусством слова и

поэтому добиваются, значительно большего эффекта методом рассказа, чем их коллеги, не владеющие этим методом. Есть мастера эксперимента, которые

через наглядность достигают более осознанного и глубокого усвоения учебного материала.

Основные подходы

к организации учебного процесса

для детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Подбор заданий, которые максимально возбуждают активность ребенка, пробуждают у него потребность в познавательной деятельности.
  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  6. Использование многократных указаний, упражнений.
  7. Проявление большого такта со стороны учителя
  8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  9. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Критериями правильности выбора методов и приемов может быть лишь качество усвоения учениками учебного материала. Учет личностных данных учителя при выборе методов и форм обучения необходим и объективно возмо- жен, так как закономерностью педагогики, которую нам удалось установить на основе обобщения многочисленных фактов, является принципиальная возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными сочетаниями методов. Из этой закономерности вытекает возможность разнообразия методов обучения, приспособления их к сильным сторонам личности каждого учителя.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для

обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

Значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Эффективные методы и приемы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Рассмотрим некоторые методы, которые можно использовать в любой части урока для решения конкретных задач. Познакомимся с методом

«Поздоровайся локтями», который можно использовать в начале урока для того чтобы размяться, а также для установления контакта между учениками.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время:        Зависит        от        объема        нового        материала        и        структуры        урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию.

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение: Учитель просит обучающихся, по его команде, изобразить одну из стихий – воздух, землю, огонь или воду.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать другие методы и приемы. Они помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Таким образом, использование активных методов и приемов обучения и технологии модерации позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности всех обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...

Обобщение опыта работы по теме: " Эффективные приемы работы по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе"

Данный материал содержит рекомендации по использованию приёмов по формированию естественно-научной грамотности в начальной школе....

Тьюторское сопровождение в школе. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможносте...