Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).
консультация по логопедии

Красносельская Любовь Геннадиевна

Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад : «Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства»

Слайд 2

Специалисты нашей школы все чаще встречают детей имеющих аутические расстройства:

  • как отличить ребенка с аутизмом от ребенка с поведенческими проблемами;
  • организация помощи в  адаптации, социализации;
  • методы коррекции;
  • понимание ребенка, нахождение правильного подхода к нему («чего следует избегать, а на что нужно обращать внимание»);
  • интеграция ребенка в детский коллектив.

Слайд3Все знают понятие аутизм

Слайд 4

  • Недостаток социального взаимодействия
  • Недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной)
  • Недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном

репертуаре поведения,

в стереотипиях

Слайд5

Специалисты нашей школы должны развивать

навыки:

-общения, взаимодействия, оказания

психологической поддержки детям;

-организации обучения, преподнесения

информации;

-интегрирования ребенка в детский коллектив;

-психологической поддержки родителей;

-адекватного реагирования на агрессию и тревогу

ребенка.

Слайд 6(картинка)

Слайд7

- В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом

лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а

окружению нужно приспособиться к нему.

-Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.

-Таблетки от аутизма не

Слайд8(технологии) раздать

Слайд9

  • Не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом

(что может быть основой «ложной» агрессии).

  • Не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть.
  • Трудно мотивировать.
  • Слишком пристально смотрят в глаза собеседнику , либо вообще избегают зрительного контакта.
  • Могут подойти к собеседнику слишком близко или удалиться от него на очень большое расстояние.
  • Могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно.
  • Реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось.
  • В обыденных и однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно.

Слайд10

  • Обеспечение безопасной среды.
  • Неизменность места и времени.
  • Использование плана занятия.
  • Использование рисунков, схем.
  • Индивидуальная инструкция (простыми словами).
  • Внимание ребенка ничто не должно отвлекать.
  • Сперва предлагаются приятные виды занятий.
  • Все действия комментируются.
  • Понравившиеся виды деятельности повторяются многократно с постепенным расширением.

Создание ощущения успеха, трудности и неудачи ведут к поведенческим проблемам

Слайд11

  • Использование системы поощрений (переход от безусловных (конфета) к условным – жетонам, социальной похвале).
  • Использование  индивидуально значимых поощрений, ограничение доступа к поощрениям вне занятий.
  • Планирование занятий на подходящем уровне сложности (фрустрация снижает мотивацию), обучение через систему подсказок.

Предоставление свободы выбора учебных занятий

Слайд12

  1. Называйте ребенка по имени
  2. Научите ребенка смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени.
  3. Не заставляйте ребенка смотреть именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает.

Слайд13

Правило пяти «не»:

  • Не говорите громко.
  • Не делайте резких движений.
  • Не смотрите пристально в глаза ребенку.
  • Не обращайтесь прямо к ребенку.

Не будьте слишком активным и навязчивым.

Слайд14

Выясните у родителей:

  • на каком расстоянии от ребенка можно находится;
  • каким голосом и в какой манере с ним говорить;

-каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности, чтобы не спровоцировать отрицательных реакций;

- предпочтения и интересы подобных детей.

Старайтесь:

  • стать «проводником и опорой» ребенка в незнакомой ситуации;
  • быть гибким, способным на ходу перестраивать занятие;
  • при использовании групповой работы продумать участие  ребенка с РДА;
  • создать в группе поддерживающую среду;
  • учитывать сенсорную гиперчувствительность.

Слайд15

В школе нужен индивидуальный подход с учетом таких проявлений аутизма, как

  • ранимость;
  • повышенная утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков;
  • замедленность реакции;
  • отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время);
  • трудность восприятия фронтальных занятий (эффективнее индивидуальные);
  • трудности при ответе у доски.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Слайд 16(картинка)

Слайд 17

1.Установление эмоционального контакта

2.Стимуляция активности взаимодействия

Слайд18

3.Снятие страхов

4.Купирование агрессии, самоагрессии

5.Формирование целенаправленного поведения

Слайд19

Подкрепление  - «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007).

Пример.

Конфета является подкреплением для ребенка, а громкий шум ему не нравится.

-Ребенок говорит «конфета» (поведенческий акт) и получает конфету (подкрепление). Он с большей вероятностью будет говорить «конфета» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).

-При громком шуме ребенок говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем он с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях.

Слайд 20

Как определить подкрепления для желательного поведения?

  • Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажите ему картинки и предложите выбрать.
  • Спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит.
  • Наблюдайте, с чем играет ребенок, если его привели в игровую комнату.

Помните:

  • То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание.
  • Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской

мотивации.

Слайд21

  • Важно организовать безопасную среду.
  • Будьте бдительны.
  • Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.
  • Устранение источника тревоги, напряжения.
  • Вербальные инструкции во время кризиса увеличивают проблемное поведение.
  • Переключение

ребенка.

Слайд22

Проблемное поведение – ребенок сбрасывает цветочные горшки(при этом закрывает уши и гудит).

Каждый раз, когда ребенок пытается это сделать, поведение блокируется и его внимание  обращается на специальную сенсорную игрушку (мяч ,дудочка ,платок )или предлагается печенье.

Когда ребенок переключается- он получает устную похвалу.

Слайд 23 Причина - ребенок чувствует дискомфорт в присутствии других

Слайд 24

Причины: 1.Нежелание слушать 2.Усталость 3.Слуховая гиперчувствительность 4.Вариант стереотипии .

Слайд 25

При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него напряжение устраняется или изменяется.

При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а звук, вызывающий у ребенка тревогу, устраняется.

Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребенка, то подобные действия облекаются специалистом в игровую форму для придания им смысла.

Слайд 26

Проблемное поведение - ребенок слишком много кричит в классе, в столовой                  привлекая внимание учителя . Педагог начала гашение крика в классе , она подкрепляла своим вниманием только те случаи, когда он  тихо подходил к ней, чтобы присесть и послушать или включиться во взаимодействие с другими детьми.

Слайд 27

Причины:

1.Стереотипия

2. Способ выражения тревоги

Слайд 28

Прежде всего определяется причина подобного поведения

  1. Если подобные прыжки – одно из стереотипных действий ребенка, то ему разрешается прыгать, когда он испытывает в этом потребность. Если же ребенку доступно понимание, взрослый договаривается с ним, сколько тот может прыгать.
  2. Если ребенок начинает прыгать при сильной тревоге, взрослый обязательно проговаривает его эмоциональное состояние, то, что ребенок в данный момент чувствует. При этом важно, если есть возможность, показать ребенку другие способы выражения эмоций.
  3. Взрослому важно придать подобным действиям ребенка осмысленную игровую форму.

Слайд 29

Причины:

1.Тактильная гипочувствительность

2. Способ выражения тревоги

3.Аутоагрессия

Слайд 30

1.Тактильной гипочувствительности (низкой) рекомендуется развивать сенсорные При ощущения с помощью массажа и применения разнообразных материалов – шершавых, гладких, теплых, холодных и т.п.

2.В случае появления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько времени она длится, как ребенок реагирует на переключение внимания

Слайд 31

Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.

В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Визуальная поддержка облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию

ребенка с другими людьми

слайд 32

Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Такое расписание полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня (другого отрезка времени), это помогает снизить тревожность.

Слайд 33

Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке.

Слайд 34(план на прогулку)

Слайд 35

  1. Для развития независимости (не нужен другой человек рядом для объяснений), что повышает самооценку.
  2. Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком (убирает «личный» компонент) и делает процесс более объективным.
  3. Вариант постоянного зрительного напоминания.
  4. Для уменьшения тревожности (и, как следствие, неуместных форм поведения).
  5. Такая коммуникация помогает ребенку понять, что происходит вокруг.
  6. Люди с аутизмом лучше воспринимают зрительную информацию (лучше развито визуальное мышление).
  7. Эффективность визуальных опор доказана в научных исследованиях.

Слайд 36

Направления:

  • Консультационная – обучение родителей эффективным способам и навыкам взаимодействия, игры и обучения ребенка.
  • Терапевтическая – помощь в понимании и принятии состояния ребенка.
  • Информационная – предоставление достоверной информации о нарушении посредством подбора специальной литературы, интернет ресурсов.
  • Координационная – помощь в поиске и подборе необходимых дополнительных услуг, образовательного учреждения.

Слайд 37

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.  Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А.Дистервег

План саморазвития (примерный)

  • Чтение конкретных периодических изданий
  • Чтение методической, психологической, медицинской литературы
  • Обзор в интернете информации по психологии, педагогике
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых занятий
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
  • Изучение современных психологических, педагогических методик
  • Участие в работе методического объединения

Общение с коллегами в организации, районе и Интернете

Слайд 38 (спасибо за внимание.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...

Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".

Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....

Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости

Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"...

Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ".

Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"....

«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.

laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....