Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).
консультация по логопедии
Практические методы и приемы работы с детьми (с аутичным поведением).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.prakticheskie_metody_i_priemy_raboty_sdetmi_s_autichnym_povedeniem2.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад : «Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства»
Слайд 2
Специалисты нашей школы все чаще встречают детей имеющих аутические расстройства:
- как отличить ребенка с аутизмом от ребенка с поведенческими проблемами;
- организация помощи в адаптации, социализации;
- методы коррекции;
- понимание ребенка, нахождение правильного подхода к нему («чего следует избегать, а на что нужно обращать внимание»);
- интеграция ребенка в детский коллектив.
Слайд3Все знают понятие аутизм
Слайд 4
- Недостаток социального взаимодействия
- Недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной)
- Недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном
репертуаре поведения,
в стереотипиях
Слайд5
Специалисты нашей школы должны развивать
навыки:
-общения, взаимодействия, оказания
психологической поддержки детям;
-организации обучения, преподнесения
информации;
-интегрирования ребенка в детский коллектив;
-психологической поддержки родителей;
-адекватного реагирования на агрессию и тревогу
ребенка.
Слайд 6(картинка)
Слайд7
- В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом
лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а
окружению нужно приспособиться к нему.
-Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.
-Таблетки от аутизма не
Слайд8(технологии) раздать
Слайд9
- Не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом
(что может быть основой «ложной» агрессии).
- Не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть.
- Трудно мотивировать.
- Слишком пристально смотрят в глаза собеседнику , либо вообще избегают зрительного контакта.
- Могут подойти к собеседнику слишком близко или удалиться от него на очень большое расстояние.
- Могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно.
- Реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось.
- В обыденных и однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно.
Слайд10
- Обеспечение безопасной среды.
- Неизменность места и времени.
- Использование плана занятия.
- Использование рисунков, схем.
- Индивидуальная инструкция (простыми словами).
- Внимание ребенка ничто не должно отвлекать.
- Сперва предлагаются приятные виды занятий.
- Все действия комментируются.
- Понравившиеся виды деятельности повторяются многократно с постепенным расширением.
Создание ощущения успеха, трудности и неудачи ведут к поведенческим проблемам
Слайд11
- Использование системы поощрений (переход от безусловных (конфета) к условным – жетонам, социальной похвале).
- Использование индивидуально значимых поощрений, ограничение доступа к поощрениям вне занятий.
- Планирование занятий на подходящем уровне сложности (фрустрация снижает мотивацию), обучение через систему подсказок.
Предоставление свободы выбора учебных занятий
Слайд12
- Называйте ребенка по имени
- Научите ребенка смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени.
- Не заставляйте ребенка смотреть именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает.
Слайд13
Правило пяти «не»:
- Не говорите громко.
- Не делайте резких движений.
- Не смотрите пристально в глаза ребенку.
- Не обращайтесь прямо к ребенку.
Не будьте слишком активным и навязчивым.
Слайд14
Выясните у родителей:
- на каком расстоянии от ребенка можно находится;
- каким голосом и в какой манере с ним говорить;
-каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности, чтобы не спровоцировать отрицательных реакций;
- предпочтения и интересы подобных детей.
Старайтесь:
- стать «проводником и опорой» ребенка в незнакомой ситуации;
- быть гибким, способным на ходу перестраивать занятие;
- при использовании групповой работы продумать участие ребенка с РДА;
- создать в группе поддерживающую среду;
- учитывать сенсорную гиперчувствительность.
Слайд15
В школе нужен индивидуальный подход с учетом таких проявлений аутизма, как
- ранимость;
- повышенная утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков;
- замедленность реакции;
- отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время);
- трудность восприятия фронтальных занятий (эффективнее индивидуальные);
- трудности при ответе у доски.
Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
Слайд 16(картинка)
Слайд 17
1.Установление эмоционального контакта
2.Стимуляция активности взаимодействия
Слайд18
3.Снятие страхов
4.Купирование агрессии, самоагрессии
5.Формирование целенаправленного поведения
Слайд19
Подкрепление - «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007).
Пример.
Конфета является подкреплением для ребенка, а громкий шум ему не нравится.
-Ребенок говорит «конфета» (поведенческий акт) и получает конфету (подкрепление). Он с большей вероятностью будет говорить «конфета» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).
-При громком шуме ребенок говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем он с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях.
Слайд 20
Как определить подкрепления для желательного поведения?
- Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажите ему картинки и предложите выбрать.
- Спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит.
- Наблюдайте, с чем играет ребенок, если его привели в игровую комнату.
Помните:
- То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание.
- Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской
мотивации.
Слайд21
- Важно организовать безопасную среду.
- Будьте бдительны.
- Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.
- Устранение источника тревоги, напряжения.
- Вербальные инструкции во время кризиса увеличивают проблемное поведение.
- Переключение
ребенка.
Слайд22
Проблемное поведение – ребенок сбрасывает цветочные горшки(при этом закрывает уши и гудит).
Каждый раз, когда ребенок пытается это сделать, поведение блокируется и его внимание обращается на специальную сенсорную игрушку (мяч ,дудочка ,платок )или предлагается печенье.
Когда ребенок переключается- он получает устную похвалу.
Слайд 23 Причина - ребенок чувствует дискомфорт в присутствии других
Слайд 24
Причины: 1.Нежелание слушать 2.Усталость 3.Слуховая гиперчувствительность 4.Вариант стереотипии .
Слайд 25
При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него напряжение устраняется или изменяется.
При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а звук, вызывающий у ребенка тревогу, устраняется.
Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребенка, то подобные действия облекаются специалистом в игровую форму для придания им смысла.
Слайд 26
Проблемное поведение - ребенок слишком много кричит в классе, в столовой привлекая внимание учителя . Педагог начала гашение крика в классе , она подкрепляла своим вниманием только те случаи, когда он тихо подходил к ней, чтобы присесть и послушать или включиться во взаимодействие с другими детьми.
Слайд 27
Причины:
1.Стереотипия
2. Способ выражения тревоги
Слайд 28
Прежде всего определяется причина подобного поведения
- Если подобные прыжки – одно из стереотипных действий ребенка, то ему разрешается прыгать, когда он испытывает в этом потребность. Если же ребенку доступно понимание, взрослый договаривается с ним, сколько тот может прыгать.
- Если ребенок начинает прыгать при сильной тревоге, взрослый обязательно проговаривает его эмоциональное состояние, то, что ребенок в данный момент чувствует. При этом важно, если есть возможность, показать ребенку другие способы выражения эмоций.
- Взрослому важно придать подобным действиям ребенка осмысленную игровую форму.
Слайд 29
Причины:
1.Тактильная гипочувствительность
2. Способ выражения тревоги
3.Аутоагрессия
Слайд 30
1.Тактильной гипочувствительности (низкой) рекомендуется развивать сенсорные При ощущения с помощью массажа и применения разнообразных материалов – шершавых, гладких, теплых, холодных и т.п.
2.В случае появления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько времени она длится, как ребенок реагирует на переключение внимания
Слайд 31
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Визуальная поддержка облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию
ребенка с другими людьми
слайд 32
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Такое расписание полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня (другого отрезка времени), это помогает снизить тревожность.
Слайд 33
Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке.
Слайд 34(план на прогулку)
Слайд 35
- Для развития независимости (не нужен другой человек рядом для объяснений), что повышает самооценку.
- Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком (убирает «личный» компонент) и делает процесс более объективным.
- Вариант постоянного зрительного напоминания.
- Для уменьшения тревожности (и, как следствие, неуместных форм поведения).
- Такая коммуникация помогает ребенку понять, что происходит вокруг.
- Люди с аутизмом лучше воспринимают зрительную информацию (лучше развито визуальное мышление).
- Эффективность визуальных опор доказана в научных исследованиях.
Слайд 36
Направления:
- Консультационная – обучение родителей эффективным способам и навыкам взаимодействия, игры и обучения ребенка.
- Терапевтическая – помощь в понимании и принятии состояния ребенка.
- Информационная – предоставление достоверной информации о нарушении посредством подбора специальной литературы, интернет ресурсов.
- Координационная – помощь в поиске и подборе необходимых дополнительных услуг, образовательного учреждения.
Слайд 37
Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А.Дистервег
План саморазвития (примерный)
- Чтение конкретных периодических изданий
- Чтение методической, психологической, медицинской литературы
- Обзор в интернете информации по психологии, педагогике
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых занятий
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
- Изучение современных психологических, педагогических методик
- Участие в работе методического объединения
Общение с коллегами в организации, районе и Интернете
Слайд 38 (спасибо за внимание.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы и приемы работы с детьми в ГПД"
Приемы работы с детьми...
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Статья."Инклюзивное обучение. Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет ...
Презентация."Практические методы и приемы работы с детьми имеющими аутические расстройства".
Презентация."Практические методы и приемы работы с детими имеющими аутические расстройства"....
Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости
Методическая разработка по теме "Современные методы и приемы работы с детьми умственной отсталости"...
Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ".
Выступление на педагогическом совете "Методы и приемы работы с детьми ОВЗ"....
«Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы.
laquo;Эффективные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ» Рекомендации учителям начальной школы....