Программа кружка "Волшебные ручки"
рабочая программа

Ольга Николаевна Спиридоненкова

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, чтобы ребенок мог выразить свои фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx62.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

г. Вязьмы Смоленской области

        

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБУ ДО ДДТ

Протокол №  4

от «02» июня 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБУ ДО ДДТ

_________ Чинарёва Л.П.

Приказ  № 80/01-09

 от «03»  июня   2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Волшебные ручки»

Возраст учащихся  7-10 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Спиридоненкова Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования.

г. Вязьма

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник, чтобы ребенок мог выразить свои фантазии.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия по данной программе направлены на реализацию базисных задач

художественно-творческого развития детей. Рисование как традиционными, так и необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

      Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Направленность (профиль) программы: художественная.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств дошкольникам, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

     Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей дошкольного возраста к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Отличительные особенности образовательной программы

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Используются природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

     Программа ориентирована на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Объем программы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 144. Программа построена в объеме 4-х академических часов в неделю.

Продолжительность занятия для данной возрастной группы  (7 – 10 лет) составляет 40 минут.

Рекомендуемый минимальный состав группы: 13 человек.

Срок реализации программы: 1 год.

     Виды занятий:

лекции, беседы, познавательные игры, игры-задания, занятия с натуры, комбинированные занятия, практические занятия, викторины.

Форма обучения: очная.

Цель программы.  Развитие художественно-творческих способностей детей 7 – 10 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования, декоративного творчества, лепки и аппликации.

Основные задачи программы

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Развивающие:

- создавать условия для развития художественного вкуса, пространственного воображения, творчества и фантазии, наблюдательности; желания экспериментировать.

Обучающие:

- обучать приемам традиционной и нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой) и жанров;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила по ТБ

2

1

1

Беседа

2

Художественный материал

8

4

4

Беседа

3

Пейзаж.

24

12

12

Выставка

Наблюдение

4

Натюрморт.

16

8

8

Выставка

Наблюдение

5

Анималистический жанр

16

8

8

Творческая работа Наблюдение

6

Декоративно-прикладное искусство

14

7

7

Беседа Наблюдение

7

Лепка

20

8

12

Творческая работа Наблюдение

8

Аппликация.

16

8

8

Творческая работа Наблюдение

9

Нетрадиционные техники рисования

24

8

16

Выставка Наблюдение

10

Итоговое занятие

4

2

2

Творческое задание

Тестирование

ИТОГО

144

66

78

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие «Давайте познакомимся». Правила по ТБ (2 часа)

2. Художественный материал(8 часа).

Беседа о разнообразии художественного материала: живописный и графический, бросовый и природный материалы. Знакомить с особенностью работы акварелью, гуашью, пастелью.

Практика: рисунки выполненные акварелью, гуашью, пастельными мелками.

3. Пейзаж. (24 часов)

Знакомить детей с жанром изобразительного искусства –пейзаж. Учить выбирать средства художественной выразительности для изображения того или иного времени года. Продолжать осваивать материалы (бумага) и инструменты(простой карандаш, ластик, кисти, краски, природный и бросовый).Знакомить детей с передним и задним планом картины. Учить соблюдать пропорции. Развивать творческие способности, чувство композиции, моторику пальцев рук.

Практика: рисунки на темы: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весенняя капель», «Лето».

4. Натюрморт. (16 часов)

Познакомить детей с жанром – натюрморт. Учить выполнять построение композиции натюрморта в натуре и в рисунке, соблюдать пропорции. Совершенствовать умение правильно набирать и наносить краску на рисунок .Расширять кругозор детей через обращение к произведениям художников.

Практика :рисунок натюрмортов разным художественным материалом (акварель, гуашь, пастель) на темы: «Фрукты и овощи», «Цветы», «Предметы»

5. Анималистический жанр (16 часов)

Знакомить детей с анималистическим жанром. Закреплять  знания о домашних животных и птицах. Познакомить с техникой рисования: тычок жёсткой полусухой кистью. Учить соблюдать пропорции, передавать характер животного в рисунке. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Воспитывать любовь к животным.

Практика: рисунки на темы «Животные леса», «Мой домашний питомец», «Птицы».

6. Декоративно-прикладное искусство (14 часов)

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Дать представление о росписи, ее разнообразии. Учить элементам дымковской и филимоновской росписи. Развивать чувство композиции и цветовое восприятие. Продолжать развивать творческие способности, моторику пальцев рук.

Практика: роспись: «Дымковская барыня», «Филимоновская лошадка»

7. Лепка(20 часов)

Знакомить детей с лепкой. Закреплять навык работы пластилином, использовать в работе разные приемы и способы. Развивать умение правильно передавать пропорции, движение животного. Учить лепить животных по типу народных игрушек (дымковская, филимоновская). Познакомить с приемами в работе с пластилином (раскатывание, сплющивание, вытягивание, налепливание, прижимание, намазывание, размазывание). Знакомить с разнообразием техник работы с пластилином: жгутики, граттаж, рисование, мозайка, мелифиори. Воспитывать аккуратность и старательность в работе, умение доводить начатое до конца.

Практика:  лепка дымковской игрушки, филимоновской лошадки.

8. Аппликация(16  часов)

Закреплять навык работы ножницами. Знакомить с техникой вырезания круга, треугольника, квадрата. Закреплять навык компоновки предметов на листе. Развивать глазомер, точность движения. Воспитывать интерес к творчеству.

Практика: поделки из бумаги различной фактуры,  поздравительные открытки.

9. Нетрадиционные техники рисования (24 часа)

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, различным приемам: тычок жёсткой полусухой кистью, рисунок по-мокрому, монотипия, оттиск пробкой, смятой бумагой, обрывание, скатывание бумаги, восковые мелки + акварель, кракле, граттаж, диатипия, набрызг, отпечатки листьев, пуантилизм, кляксография. Развитие воображения, фантазии, умения проявлять самостоятельность в работе.

Практика: работы, выполненные в нетрадиционной технике: «Лес», «Зимние узоры», «Салют».

10. Итоговое занятие  (4 часа)

Творческое задание.

Планируемые результаты:

Воспитательные:

- проявлять художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность при создании художественного образа;

- проявлять творческую активность, для реализации поставленной задачи.

Развивающие:

- выполнять поставленную задачу до конца;

- соблюдать культуру деятельности, уметь выполнять работу в коллективе;

- проявлять самостоятельность в выполнении поставленной задачи.

Обучающие:

- умение использовать традиционные и нетрадиционные техники рисования;

- уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, графика, народное декоративное искусство);

- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;

- использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Рабочее место художника.

4

Беседа. Практическое занятие.

Методика «Несуществующее животное»

2

Пейзаж.

Жанр -пейзаж.

4

Беседа. Практическое задание

3

Художественный материал. Гуашь и акварель.

4

Беседа. Практическое задание

4

Нетрадиционная техника. Монотипия. Отпечаток листьями.

4

Беседа. Практическое задание

5

Натюрморт. Жанр -натюрморт.Компоновка предметов на листе.

4

Беседа. Практическое задание

6

Аппликация.

Разнообразие бумажного материала. Объемная аппликация.

4

Беседа. Практическое задание

7

Пейзаж.

Три основных цвета. Смешение красок.

4

Беседа. Практическое задание

8

ДПИ. Элементы дымковской росписи.

4

Беседа. Практическое задание

9

Натюрморт.

Работа с натуры.

4

Беседа. Практическое задание

10

Лепка.

Дымковская игрушка.

4

Беседа. Практическое задание

11

ДПИ. Роспись дымковской игрушки.

4

Беседа. Практическое задание

12

Анималистический жанр.

Художники-анималисты.

4

Беседа. Практическое задание

13

Нетрадиционная техника.

Техника жесткой кисти (тычок).

4

Беседа. Практическое задание

14

Анималистический жанр.

Силуэтное рисование.

4

Беседа. Практическое задание

15

Пейзаж.

Холодные цвета.

4

Беседа. Практическое задание

16

Натюрморт. Искусство составления натюрморта

4

Беседа. Практическое задание

Промежуточная итоговая работа

17

Лепка.

Понятие – рельеф. Техника жгутики.

4

Беседа. Практическое задание

18

Нетрадиционная техника. Кляксография.

4

Беседа. Практическое задание

19

Аппликация. Вырезание круга.

4

Беседа. Практическое задание

20

Анималистический жанр.

Передача пропорций.

4

Беседа. Практическое задание

21

Аппликация. Открытка.

4

Беседа. Практическое задание

22

Нетрадиционная техника.

Кракле.

4

Беседа. Практическое задание

23

Натюрморт.

Букет

4

Беседа. Практическое задание

24

Лепка. Особенности филимоновской игрушки.

4

Беседа. Практическое задание

25

ДПИ. Элементы филимоновской росписи.

4

Беседа. Практическое задание

26

Пейзаж.

Передний и задний планы.

4

Беседа. Практическое задание

27

Анималистический жанр.

Птицы.

4

Беседа. Практическое задание

28

Лепка.

Техника граттаж.

4

Беседа. Практическое задание

29

Нетрадиционная техника.

Использованием нескольких материалов.

4

Беседа. Практическое задание

30

Аппликация. Техника обрывания.

4

Беседа. Практическое задание

31

Нетрадиционная техника.

Пуантилизм.

4

Беседа. Практическое задание

32

Пейзаж.

Теплые цвета.Композиционное построение на листе.

4

Беседа. Практическое задание

33

Нетрадиционная техника.

Набрызг, по-мокрому.

4

Беседа. Практическое задание

34

Лепка.

Пластилинография

4

Беседа. Практическое задание

35

Пейзаж.

4

Практическое задание

Итоговая работа

36

Итоговое занятие. Игровая викторина.

4

Практическое задание

Условия реализации программы

Использование современных образовательных технологий

при реализации программы

Инновационные технологии  

Целью  моей инновационной деятельности является развитие художественно-творческих  способностей детей посредством нетрадиционных изобразительных техник. Образовательная деятельность по рисованию может включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования, где дети используют различные способы и материалы для рисования, а также сочетают их между собой. В своей работе использую такие техники работы как – граттаж, диатипия, монотипия, кляксография, пуантилизм, дудлинг, тычок полусухой жесткой кистью, кракле, коллаж. Дети увлеченно работают с разнообразным художественным материалом (гуашь, акварель, пастель, тушь, пластилин), создавая интересные творческие работы.

     В изобразительной деятельности дети могут исследовать, сравнивать, пробовать и т.д. Вся образовательная деятельность направлена на развитие у детей творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

     Знакомясь с материалами и различными техниками, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Во время образовательной деятельности использую игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое значение здесь приобретает самостоятельность творческого мышления, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Работа в нетрадиционной технике позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

Технология  художественно-эстетического развития

     Целью технологии художественно-эстетического развития на занятиях изобразительным творчеством является воспитание в каждом ребёнке самостоятельной, всесторонне развитой творческой личности.

Исходя из цели, на своих занятиях изобразительным творчеством решаю следующие задачи:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

     Актуальность технологии  художественно-эстетического развития состоит в том, что она  способствует развитию у детей:

- образного мышления;

- эстетического восприятия;

- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,  

- эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

- мелкой моторики рук.

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения, понимается как ориентация на особенности обучающихся, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка учебной нагрузки.

     Занятия в студии проходят как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, в связи с этим необходимость учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения очевидна, ведь обучающиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следовательно, в организации такого обучения – это  раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого обучающегося в развитии. Основными способами изучения индивидуальных особенностей детей являются планомерные систематические наблюдения за учащимся, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему.

     Режим работы по данной технологии позволяет мне работать со всеми детьми творческого объединения, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя более слабому  ребенку видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Знание индивидуальных особенностей детей позволяют мне поделить их на микро группы по  наличию у обучающихся каких–либо значимых для творческого процесса определенных качеств: наблюдательности, воображения, творческого потенциала, владение средствами художественной выразительности. В процессе обучения опираясь на индивидуальные возможности ребенка, способствую раскрытию его творческого потенциала.

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

традиционные техники:

- живопись;

- рисунок;

- лепка;

- аппликация;

- роспись;

нетрадиционные техники:

- тычок жесткой полусухой кистью,

- оттиск пробкой, смятой бумагой, печатками из картофеля,

- обрывание бумаги, скатывание бумаги,

- восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,

- набрызг, отпечатки листьев,

- монотипия;

- пуантилизм;

- кракле;

- кляксография.

Материально-техническое обеспечение работы: 

- кабинет для проведения теоретических и практических занятий с детьми;

- оборудование: доска для показа; стенд информационный; художественный материал (акварель, гуашь, кисти, бумага, карандаши, восковые мелки, ластик, пластилин, цв.бумага, картон);предметы для создания натюрмортов;

- информационные ресурсы: наглядный материал: рисунки, поделки, фото, иллюстрации, репродукции картин; методические пособия, дидактические игры,  художественные произведения.

Формы аттестации:

-предваряющая аттестация в форме рисуночных тестов, наблюдения, беседы;

- промежуточная аттестация в форме участия в выставках, конкурсах; творческого задания;

- итоговая диагностика проводится в форме творческого задания, итоговой работы; участие в выставках, конкурсах.

Оценочные материалы:методики «Солнце в комнате», «Несуществующее животное», «Графический рисунок», опросникидля воспитанников,  викторины, итоговые рисунки и поделки детей.

Методические материалы:

Лекции на темы: «Основы цветоведения», «Особенности работы пастелью», «Основы перспективы», «Дымковская игрушка», «Филимоновская лошадка».

Дидактический материал: «Деревья», «Времена года», «Цветовой круг», «Рисуем животных», «Птицы», «Линейная перспектива», «Народные промыслы».

Методический материал:  методическая разработка  «Решение задач ТРИЗ-технологий путем использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

Игровые занятия: «Давайте познакомимся», «Экзамен художника Тюбика»

Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы.

     При реализации образовательной программы  студии ИЗО «Волшебный мир» (дистанционное обучение), учащимся дается задание для выполнения в домашних условиях. Фото выполненных работ учащиеся присылают педагогу.

     Также занятия могут проходить в режиме онлайн с использованием электронных платформ.

     Для знакомства детей с шедеврами живописи, графики и скульптуры предлагается «Путешествие по Эрмитажу», для этого нужно перейти по ссылке:

пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iPhone 11 Pro одним дублем в 4К 

Возможность реализации программы  

с детьми,проживающими в сельской местности и

на отдаленных территориях

Данная программа предусматривает обучение детей на удалении от учреждения «Дом детского творчества» при согласовании с социальными партнерами (сельские и городские школы). Возможен выход педагога до места проведения образовательного процесса; для его реализации имеется необходимая материально-техническая база: художественный материал (бумага, краски, кисти и т.д.), иллюстративно- наглядный материал (флеш-носитель).

Список литературы

Литература для педагогов:

1. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

2. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

3. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.

4. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007

5. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

6. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
7. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты,методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты,методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

9. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Н.Б.Халезова, М., 1984

10. Занятия аппликацией в детском саду. З.А. Богатеева. М., 1988

11. Изобразительное искусство. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. М., 1995

12. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.
13. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2005.
14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 7 лет с народным искусством.-М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Литература для родителей:

1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999

2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999

4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа "Очумелые ручки"

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...