Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему

Николаева Тамара Александровна

 Программа  «Умелые ручки»  предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, развить художественно-эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruchki.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богородского района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Буревестниковская школа»

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                       Директор МБОУ

                                                                                                                « Буревестниковская школа»                                                                                                         ________А.В.Лабин

                                                                           Приказ №_________от______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(срок реализации  - 1 год, возраст детей 7-11 лет)

                                        Автор-составитель

Николаева Тамара Александровна,

 учитель начальных классов,

первой квалификационной  категории

Принята на педсовете

        Протокол №_____ от ____

п. Буревестник,

2016 г.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и рассчитана для обучающихся  1-3 классов, объединенных устойчивым, длительным интересом к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.    

Актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

Взависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах. Срок реализации программы 1 год.

 

Цель:создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка через различные виды творчества

 

Задачи:

  • Сформировать знания о названиях и назначениях материалов (бумага, ткань, пластилин); ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кисточка для клея, игла)
  • развивать умение работать в коллективе через воспитание трудолюбия, усидчивости, толерантности, взаимопомощи, взаимовыручки.
  • Развивать навыки и умения экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”
  • Научить изготовлять  поделки и сувениры, использовав в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
  • Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

 Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии будет специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия ведутся неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

 

Ожидаемые результаты

 К концу  обучения учащиеся должны знать:

  название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Способами определения результативности ожидаемых результатов являются: наблюдения педагога, опросы, выставки творческих работ, открытые занятия для родителей, защита проектов и выполненных работ.

Формой подведения итогов реализации  данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные; использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

                                               Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

4

0,5

3,5

3

Работа с бумагой и картоном.

15

2

13

4

Работа с тканью

8

1

7

5

Работа с соленым тестом

3

0,5

1,5

6

Работа с бросовым материалом

2

-

2

7

Итоговое занятие

1

1

-

 

Всего

34

6

27

                                                      Содержание программы

Тема

Содержание

Часы

Формы работы

Результат

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1

 Беседа,

обсуждение

Ознакомление с ТБ

 

2

 

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

 

 Коллективная работа

Лепка по замыслу детей.

  1. Лепка овощей, фруктов.
  2. Сказка о животных.

1

 1

 Работа в группах

Модели овощей

Фигуры животных

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

1

 Коллективная  работа

Аппликация из пластилина

 

3

 

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

 Индивидуальная работа

Закладка.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1

 Работа в группах

Фигуры из бумаги овощей, фруктов, листьев.

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

1

Работа в парах

Аппликация

Плетёные листья.

1

 Индивидуальная работа

  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
  2. Оригами.

 

  1. Панно «Лесная поляна»

1

     1

1

 Работа в группах

 

 Коллективная творческая работа

Панно «Лесная поляна»

  1. Модульное оригами. Приемы.
  2. Клубника из модулей.

1

 

2

 Работа в группах

Коллективная творческая работа

Клубника из модулей.

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

1

 Коллективная творческая работа

Елочные гирлянды, игрушки

  1. Квиллинг. Приемы бумагокручения.
  2. Снежинка. Объёмное изделие.
  3. Панно «Цветочная поляна»

1

1

2

 

 Индивидуальная работа

Коллективная творческая работа

Панно «Цветочная поляна»

4

Работа с тканью и нитками

Введение в тему. Кукла из ниток.

1

 Индивидуальная работа

Кукла из ниток.

Знакомство со сметочным швом. Салфетка.

2

 Индивидуальная работа

Салфетка.

Панно «Снеговик» (из ватных дисков)

1

 Работа в группах

Панно «Снеговик»

Изготовление пальчиковых кукол.

2

Коллективная работа

«Сказка своими руками»

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

 

2

 Работа в группах

Мягкая игрушка«Смешарики».

5

Работа с соленым тестом

  1. Технология изготовления.

2.Творческая работа

 

3

 Индивидуальная работа

Работа в группах

КТД  из соленого теста

6

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

1

Работа в группах

КТД дома для сказочных героев.

«Фантиковая фантазия»

1

Коллективная творческая работа

КТД из фантиков

7

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

Защита творческих проектов.

Проекты

 

                                    Методическое обеспечение программы

Главной задачей кружка, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

 Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

  В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

  Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

 Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

 Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

  простой карандаш

  линейка

  фломастеры

  цветные карандаши

  ножницы канцелярские с закругленными концами

  кисточка для клея и красок

  иголки швейные

  доски для работы с пластилином

Материалы:

  пластилин

  бумага цветная для аппликаций

  двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  картон белый и цветной

  ткань: ситец однотонный и цветной

  мех

  вата

  нитки швейные – белые, черные и цветные

  мулине

  шерстяная пряжа

  клей ПВА

  ватные диски

                                               

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  3. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"

    Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет«Умелые ручки»...