Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, развить художественно-эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_umelye_ruchki.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Богородского района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Буревестниковская школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
« Буревестниковская школа» ________А.В.Лабин
Приказ №_________от______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(срок реализации - 1 год, возраст детей 7-11 лет)
Автор-составитель
Николаева Тамара Александровна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Принята на педсовете
Протокол №_____ от ____
п. Буревестник,
2016 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и рассчитана для обучающихся 1-3 классов, объединенных устойчивым, длительным интересом к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
Взависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах. Срок реализации программы 1 год.
Цель:создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка через различные виды творчества
Задачи:
- Сформировать знания о названиях и назначениях материалов (бумага, ткань, пластилин); ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кисточка для клея, игла)
- развивать умение работать в коллективе через воспитание трудолюбия, усидчивости, толерантности, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Развивать навыки и умения экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”
- Научить изготовлять поделки и сувениры, использовав в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
- Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии будет специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия ведутся неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Способами определения результативности ожидаемых результатов являются: наблюдения педагога, опросы, выставки творческих работ, открытые занятия для родителей, защита проектов и выполненных работ.
Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные; использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с пластилином | 4 | 0,5 | 3,5 |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 15 | 2 | 13 |
4 | Работа с тканью | 8 | 1 | 7 |
5 | Работа с соленым тестом | 3 | 0,5 | 1,5 |
6 | Работа с бросовым материалом | 2 | - | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| Всего | 34 | 6 | 27 |
Содержание программы
№ | Тема | Содержание | Часы | Формы работы | Результат |
1 | Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. | 1 | Беседа, обсуждение | Ознакомление с ТБ |
2 |
Работа с пластилином | История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. | 1
| Коллективная работа | Лепка по замыслу детей. |
| 1 1 | Работа в группах | Модели овощей Фигуры животных | ||
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. | 1 | Коллективная работа | Аппликация из пластилина | ||
3 |
Работа с бумагой и картоном. | Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка. | 1 | Индивидуальная работа | Закладка. |
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. | 1 | Работа в группах | Фигуры из бумаги овощей, фруктов, листьев. | ||
Изготовление аппликаций. Использование дырокола. | 1 | Работа в парах | Аппликация | ||
Плетёные листья. | 1 | Индивидуальная работа | |||
| 1 1 1 | Работа в группах
Коллективная творческая работа | Панно «Лесная поляна» | ||
| 1
2 | Работа в группах Коллективная творческая работа | Клубника из модулей. | ||
Изготовление елочных гирлянд, игрушек. | 1 | Коллективная творческая работа | Елочные гирлянды, игрушки | ||
| 1 1 2
| Индивидуальная работа Коллективная творческая работа | Панно «Цветочная поляна» | ||
4 | Работа с тканью и нитками | Введение в тему. Кукла из ниток. | 1 | Индивидуальная работа | Кукла из ниток. |
Знакомство со сметочным швом. Салфетка. | 2 | Индивидуальная работа | Салфетка. | ||
Панно «Снеговик» (из ватных дисков) | 1 | Работа в группах | Панно «Снеговик» | ||
Изготовление пальчиковых кукол. | 2 | Коллективная работа | «Сказка своими руками» | ||
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».
| 2 | Работа в группах | Мягкая игрушка«Смешарики». | ||
5 | Работа с соленым тестом |
2.Творческая работа |
3 | Индивидуальная работа Работа в группах | КТД из соленого теста |
6 | Работа с бросовым материалом | Конструирование дома для сказочных героев. | 1 | Работа в группах | КТД дома для сказочных героев. |
«Фантиковая фантазия» | 1 | Коллективная творческая работа | КТД из фантиков | ||
7 | Итоговое занятие. | Подведение итогов. | 1 | Защита творческих проектов. | Проекты |
Методическое обеспечение программы
Главной задачей кружка, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Литература
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
- Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
- В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет«Умелые ручки»...
- Мне нравится (1)