Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа на тему
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 4 года обучения
Возраст детей 6-11 лет
Тематическое планирование
1 класс, 36 часов
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (16часов) | ||
1-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка |
5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон |
9-11 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон |
12-13 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон |
14-18 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | ||
19-22 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон |
23-26 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
27-29 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
III. Аппликация из деталей оригами (6 часов) | ||
30-32 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон |
33-36 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
Ожидаемые результаты:
Результаты обучения:
- дети будут знать виды материалов для творчества (природные, бумага, тонкий картон, ткань), их свойства и названия.
Результаты развития:
-формирование художественного вкуса,
- развитие фантазии и творческого потенциала.
Результаты воспитания:
-воспитание уважительного отношения к людям разных профессий,
-бережное отношение к результату своего труда и труда других людей.
2 класс, 36 часов
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (12 часов) | ||
1-4 | Аппликация из листьев и цветов. | Засушенные цветы, листья |
5-8 | Аппликация из птичьих перьев. | Птичьи перья, картон |
9-12 | Аппликация из соломы. | Солома, картон |
II. Работа с пластическими материалами (8 часов) | ||
13-15 | Разрезание смешанного пластилина. | Пластилин, тонкая проволока, картон |
16-17 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки |
18-19 | Торцевание на пластилине. | Пластилин, гофрированная бумага |
10-22 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа) | ||
23-26 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Гофрированная бумага, картон |
IV. Модульное оригами (10 часов) | ||
27-28 | Треугольный модуль оригами. | Цветная бумага |
29-31 | Замыкание модулей в кольцо. | Цветная бумага |
32-36 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша». | Цветная бумага |
Ожидаемые результаты:
Результаты обучения:
-усвоят технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
-умение ориентироваться в специальной терминологии.
Результаты развития:
-развитие образного мышления и воображения.
Результаты воспитания:
-умение действовать в коллективе,
3 класс, 36 часов
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | ||
5-10 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | Гофрированная бумага, картон |
11-14 | Мозаика из ватных комочков. | Вата, картон |
15-19 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Картон, цветная бумага |
20-23 | Многослойная аппликация. | Открытки, картинки, картон |
III. Работа с пластическими материалами (6 часов) | ||
24-27 | Мозаичная аппликация на стекле. | Пластилин, стекло |
28-30 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто |
IV. Модульное оригами (6 часов) | ||
31-36 | Игрушки объёмной формы. | Цветная бумага |
Ожидаемые результаты:
Результаты обучения:
- освоение правил работы с пластичными материалами, создания объёмных композиций.
Результаты развития:
-формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Результаты воспитания:
-уметь аргументировать свою точку зрения,
-уважать чужое мнение.
4 класс, 36 часов
Количество часов | Тема | Материалы |
I. Работа с природными материалами (4 часа) | ||
1-4 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки |
II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа) | ||
5-6 | Многослойные аппликации. | Открытки, картинки, картон |
7-10 | Мозаика из квадратных модулей. | Картон, цветная бумага |
11-13 | Элементы квиллинга. | Картон, цветная бумага |
14-19 | Аппликации в технике квиллинг. | Картон, цветная бумага |
20-23 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | Картон, цветные нитки |
24-30 | Аппликации в технике изонить. | Картон, цветные нитки |
III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов) | ||
31-36 | Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | Нитки, напальчник, цветная бумага |
Ожидаемые результаты:
Результаты обучения:
- дети будут знать виды текстильных материалов для творчества, их свойства и названия,
-усвоение правил работы с текстильными материалами и необходимыми для этого инструментами.
Результаты развития:
- умение самостоятельно выбирать материалы для изделия,
-умение работать с информацией.
Результаты воспитания:
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Ресурсное обеспечение:
- О.Валюх, А.Валюх «Модульное оригами» ООО «Клуб Семейного досуга»
Г. Белгород,2013
2. И.Жукова «Забавные самоделки в технике «модульное оригами». Донецк,
«Издательство «СКИФ», 2013
3. В.В.Выгонов «Ажурные изделия» Издательство «Экзамен» Москва, 2014
4. Джефри Руделл «Цветы и букеты из бумаги» Харьков «Клуб Семейного Досуга»,
2014
5. Выгонов «Оригами» Москва Издательский дом МСП, 2006
6. Т.А.Николкина «Уроки труда в начальной школе» Волгоград Издательство
«Учитель», 2006
7. Н.Р.Белова, Т.П.Кононович «Энциклопедия рукоделия» Издательский дом
«РИПОЛ КЛАССИК», 2002
8. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
9. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет «Умелые ручки»
Дополнительная образовательная программа ДОУ по художественно – эстетическому развитию для детей 3-4 лет«Умелые ручки»...