Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_umelye_ruchki.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- Развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
- Развивать художественный вкус, представление о пропорции, мелкую моторику, пространственное мышление, воображение.
- Воспитывать терпение, точность, целеустремлённость.
- Формировать активность, самостоятельность, коммуникативность, эстетический вкус, аккуратность.
На занятиях по программе «Умелые ручки» применяются различные формы и методы работы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, занятие-сказка, занятие-путешествие, викторины, беседы и др.
Программа «Умелые ручки» рассчитана на 4 года: в 1 классе 32 часа в год, 1 час в неделю; во 2 - 4 классах 34 часа в год, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса «Умелые ручки»
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие.
Ценность труда и творчества: признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области; уважение к труду; творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.
Ценность общения: понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность патриотизма: любовь и уважение к своему народу; восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Ценность природы: осознание ответственности за родную землю; экологическое сознание.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
1 класс (32 часа)
- Аппликация и моделирование (13ч.)
Изготовление аппликаций и поделок из природного материала, геометрических фигур, пуговиц, крученой бумаги и салфеток.
- Работа с пластическими материалами (8)
Рисование пластилином, лепка из слоеного теста
- Модульное оригами (9)
История модульного оригами. Заяц, лебедь, ваза с цветами из треугольных модулей.
- Чудеса своими руками (2ч.)
Изготовление бабочки из пластиковой бутылки и цветов из ячеек от яиц.
- класс (34 часа)
1. Вводная часть (1ч.)
Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Правила работы за рабочим столом. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.
2. Работа с природным материалом (4ч.)
Поделки и аппликация из природного материала (листьев, семян, веток, шишек, желудей).
3. Аппликация (7ч.)
Изготовление аппликаций из бумаги, ткани, разных материалов. Аппликации плоские (из геометрических фигур, из ткани), объемные (« Аквариум», « Школьная клумба», « В зоопарке»).
4.Чудеса своими руками (18ч.)
Работа с пластилином: рисование пластилином, мозаика на прозрачной основе. Изготовление игрушек из помпонов, папье-маше, фольги, бумаги. Конструирование техники, мебели из коробок. Окрашивание бумаги набрызгом.
- Мы – путешественники (4ч.)
Изготовление композиции по готовым зарисовкам и схемам: «Космическое путешествие». Экскурсия в весенний сад. Итоговая коллективная работа ( Коллаж « Умелые ручки»).
- класс (34 часа)
- Вводная часть (1ч.)
Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.
- Работа с природным материалом (4ч.)
Изготовление аппликаций, поделки «Ежик», панно «Осенняя фантазия», букет роз из семян подсолнечника, сухой листвы. Создание объемной композиции «Лесная полянка».
- Аппликация (7ч.)
Изготовление аппликаций «Солнышко на облаке», сюжет сказки, «Лебедь», «Ромашковое поле» из цветной бумаги, салфеток, ниток. Квиллинг.
Работа с бросовым материалом (16ч.)
Вторая жизнь старых вещей. Нужные предметы: фоторамка, карандашница.
Игрушки: паучок, черепаха, гусеница. Предметы создающие уют: картины из яичной скорлупы, одноразовой посуды, пуговиц.
- Работа с пластическим материалом (6 ч.)
Коллективная работа под девизом: «Вместе дружнее», мозаичная аппликация на стекле из пластилина. Изделия из соленого теста: «Наши пернатые друзья».
- класс (34 часа)
- Вводная часть (1ч.)
Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ.
- Работа с природным материалом (3ч.)
Поделки и аппликация из природного материала.
- Аппликация (8ч.)
Изготовление аппликаций «Коллаж из ткани», «Я – парикмахер», из птичьих перьев и создание объемной композиция «Лиса и Заяц». Оригами.
- Чудеса своими руками (18ч.)
История бисероплетения. Украшения из бисера: фенечки, цветочки.
Папье-маше (Пасхальные сувениры. Расписное яйцо). Вязание на спицах. Вышивание. Чудо-посуда (изделие из соленого теста), поздравительная открытка в технике квиллинг, декорирование корзины цветами из пластилина.
- Мы – путешественники (4ч.)
Изготовление композиций по готовым зарисовкам и схемам: «Космическое путешествие», «Морская прогулка», «Морское дно». Игровая программа «Путешествие на машине времени».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (32 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1 | Аппликация и моделирование | 13 | 13 |
| |
2 | Работа с пластическими материалами | 8 | 8 | ||
3 | Модульное оригами | 9 | 9 | ||
4 | Чудеса своими руками | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1 | Вводная часть | 1 | 1 |
| |
2 | Работа с природным материалом | 4 | 4 | ||
3 | Аппликация | 7 | 7 | ||
4 | Чудеса своими руками | 18 | 18 | ||
5 | Мы – путешественники | 4 | 4 | ||
Итого | 34 | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1 | Вводная часть | 1 | 1 |
| |
2 | Работа с природным материалом | 4 | 4 | ||
3 | Аппликация | 7 | 7 | ||
4 | Работа с бросовым материалом | 16 | 16 | ||
5 | Работа с пластическим материалом | 6 | 6 | ||
Итого | 34 | 34 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1 | Вводная часть | 1 | 1 |
| |
2 | Работа с природным материалом | 3 | 3 | ||
3 | Аппликация | 8 | 8 | ||
4 | Чудеса своими руками | 18 | 18 | ||
5 | Мы – путешественники | 4 | 4 | ||
Итого | 34 | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Библиотечный фонд
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Сайт Страна Мастеров - http://stranamasterov.ru
6. Сайт Всё для детей - http://allforchildren.ru
7. Анистратова. А.А, Гришина. Н.И. Поделки из пластилина и солёного теста (Текст) сборник / А.А. Анистратова, Н.И.Гришина. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова ОНИКС,2010.- 40с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (32 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Использование ИКТ | Примечание |
I. Аппликация и моделирование
| 13 | ||||
1. | Вводное занятие. Сбор природного материала. | 1 | Презентация | ||
2. | Аппликация из природных материалов на картоне «Корзинка». | 1 | Практическое задание | ||
3. | Аппликация из природных материалов на картоне « Слоник» | 1 | Практическое задание | ||
4. | Аппликация из природных материалов на картоне «Уточка» | 1 | Практическое задание | ||
5. | Аппликация из геометрических фигур «Ракета» | 1 | Практическое задание | ||
6. | Аппликация из геометрических фигур «Кошечка» | 1 | Практическое задание | Презентация | |
7. | Аппликация из геометрических фигур «Лошадка» | 1 | Практическое задание | ||
8. | Аппликация из геометрических фигур «Черепаха» | 1 | Практическое задание | ||
9-10. | Аппликация из пуговиц. «Мухомор» | 2 | Практическое задание | Презентация | |
11. | Аппликация из крученной бумаги. | 1 | Практическое задание | ||
12. | Аппликация из салфеток «Зайчик» | 1 | Практическое задание | ||
13. | Аппликация из карандашных стружек. | 1 | Практическое задание | ||
II. Работа с пластическими материалами | 8 | ||||
14. | Вводное занятие. Рисование пластилином. « Одуванчики» | 1 | Презентация | ||
15. | Рисование пластилином. «Цыплята» | 1 | Практическое задание | ||
16-17. | Рисование пластилином. « Королевский замок» | 2 | Практическое задание | ||
18-19. | Лепка из солёного теста «Бабочка» | 2 | Практическое задание | ||
20-21. | Лепка из солёного теста. « Подводный мир» | 2 | Практическое задание | ||
III. Модульного оригами | 9 | ||||
22 | Искусство оригами. История. | 1 | Презентация | ||
23-24. | Модульное оригами «Зайчик» | 2 | Практическое задание | ||
25-27. | Модульное оригами «Ваза с цветами» | 3 | Практическое задание | ||
28-30. | Модульное оригами «Лебедь» | 3 | Практическое задание | ||
IV. Чудеса своими руками | 2 | ||||
31 | Поделка из пластиковой бутылки «Радужная бабочка» | 1 | Практическое задание | ||
32 | Поделка из ячеек от яиц «Цветочная поляна» | 1 | Практическое задание |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Использование ИКТ | Примечание |
1. | I. Вводная часть. Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ. Игрушка-перевертыш из бумаги. | 1 | |||
II. Работа с природным материалом | 4 | ||||
2. | Аппликация из листьев, веток, семян. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
3. | Фигурки зверей из шишек, желудей. | 1 | Практическое задание | ||
4. | Фигурки сказочных персонажей из природных материалов. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
5. | Объемная композиция с применением ракушек «Аквариум». | 1 | Практическое задание | ||
III. Аппликация | 7 | ||||
6. | Аппликация из геометрических фигур « Родной город». | 1 | Практическое задание | Презентация | |
7. | Объемная аппликация « Школьная клумба». | 1 | Практическое задание | ||
8. | Объемная композиция «В зоопарке». Оригами. | 1 | Практическое задание | ||
9. | Контурная аппликация из нитей на бархатной бумаге. | 1 | Практическое задание | ||
10. | Аппликация из ткани. | 1 | Практическое задание | ||
11,12 | Аппликация открытки из разных материалов « Для мамочки». | 2 | Практическое задание | Презентация | |
IV. Чудеса своими руками | 18 | ||||
13,14 | Рисование пластилином | 2 | Практическое задание | ||
15,16 | Мозаика из пластилина на прозрачной основе. | 2 | Практическое задание | ||
17,18 | Игрушки из помпонов. | 2 | Практическое задание | ||
19,20 | « Зимняя ветка». | 2 | Практическое задание | ||
21,22 | Объемные звезды из фольги. | 2 | Практическое задание | ||
23,24 | Окрашивание бумаги. Набрызг. | 2 | Практическое задание | ||
25,26 | Игрушки из папье-маше. Пасхальное яйцо. | 2 | Практическое задание | Презентация | |
27,28 | Открытка с сюрпризом. | 2 | Практическое задание | ||
29,30 | Чудесные превращения коробок. Модели техники, мебели для кукол. | 2 | Практическое задание | ||
V. Мы – путешественники | 4 | ||||
31,32 | Объемная композиция «Космическое путешествие». | 2 | Практическое задание | Презентация | |
33 | Экскурсия в весенний сад. | 1 | |||
34 | Коллаж « Мои умелые ручки». Итоговое занятие. | 1 | Практическое задание |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Использование ИКТ | Примечание |
1. | I. Вводная часть. Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ. | 1 | |||
II. Работа с природным материалом | 4 | ||||
2. | Композиция из семян подсолнуха. «Ежик». | 1 | Практическое задание | ||
3. | Букет из осенних листьев. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
4. | Панно. «Осенняя фантазия». | 1 | Практическое задание | Презентация | |
5. | Объемная поделка. «Лесная полянка». | 1 | Практическое задание | Коллективная работа | |
III. Аппликация | 7 | ||||
6 - 7 | Торцевание салфетками на картоне. «Солнышко на облаке». | 2 | Практическое задание | Презентация | |
8. | Мозаика из бумажных комочков. Сюжет сказки. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
9. | Аппликация из разных материалов. «Лебедь». | 1 | Практическое задание | ||
10- 11 | Бумажная прелесть. Осваиваем технику - квиллинг. | 2 | Практическое задание | Презентация | |
12. | Объемная аппликация с элементами квиллинга. «Ромашковое поле». | 1 | Практическое задание | Коллективная работа | |
IV. Работа с бросовым материалом | 15 | ||||
13-14. | Волшебные газетные трубочки. Фоторамка. | 2 | Практическое задание | Презентация | |
16-17. | Волшебные газетные трубочки. Карандашница. | 2 | Практическое задание | ||
18. | Работа с гафрокартоном. Паучок. | 1 | Практическое задание | ||
19. | Работа с гафрокартоном. Черепаха. | 1 | Практическое задание | ||
20. | Работа с гафрокартоном. Гусеница. | 1 | Практическое задание | ||
21-23 | Аппликация из яичной скорлупы. | 3 | Практическое задание | ||
24-26 | Панно из одноразовой посуды | 3 | Практическое задание | ||
27-28 | Работа с пуговицами. | 2 | |||
V. Работа с пластическими материалами | 6 | ||||
29-31 | Мозаичная аппликация на стекле. | 3 | Практическое задание | Презентация | Коллективная работа |
32-34 | Лепка из солёного теста. | 3 | Практическое задание | Презентация |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы контроля | Использование ИКТ | Примечание |
1. | I. Вводная часть. Материалы и инструменты. Поиск идей и разработка сюжетов для творческих работ. | 1 | |||
II. Работа с природным материалом | 3 | ||||
2. | Композиция из сухих растений Букет из сухих растений. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
3. | Аппликация из листьев. Плавающий дракон. Жар-птица. | 1 | Практическое задание | ||
4. | Мозаика из природного материала. Кто живет в лесу? | 1 | Практическое задание | Презентация | |
III. Аппликация | 8 | ||||
5. | Коллаж из ткани. | 1 | Практическое задание | Презентация | |
6. | Кукольный театр. | 1 | Практическое задание | ||
7. | Контурная мозаика из бумаги. | 1 | Практическое задание | ||
8. | Объемная композиция «Лиса и Заяц». Оригами. | 1 | Практическое задание | ||
9. | Аппликация из крученной бумаги. | 1 | Практическое задание | ||
10. | Аппликация «Я – парикмахер». | 1 | Практическое задание | ||
11. | Аппликация из птичьих перьев. Мозаика из карандашных стружек. | 1 | Практическое задание | ||
12. | Аппликация «Снеговик» | 1 | Практическое задание | ||
IV. Чудеса своими руками | 18 | ||||
13-15. | История бисероплетения. Украшение из бисера – фенечка. | 3 | Практическое задание | Презентация | |
16-18. | Украшение из бисера – цветочки. | 3 | Практическое задание | ||
19-20. | Папье-маше. Расписное яйцо. | 2 | Практическое задание | ||
21. | Поздравительная открытка в технике квиллинг. | 1 | Практическое задание | ||
22-23. | Папье-маше. Посуда. | 2 | Практическое задание | ||
24. | Декорирование корзины цветами из пластилина. | 1 | Практическое задание | ||
25-26. | Вязание. Шарфик для куклы. | 2 | Практическое задание | ||
27-28. | Вышивание. | 2 | Практическое задание | ||
29-30. | Изделие из соленого теста. Чудо-посуда. | 2 | Практическое задание | ||
V. Мы – путешественники | 4 | ||||
31. | Зарисовка «Космическое путешествие». | 1 | Практическое задание | Презентация | |
32. | Зарисовка «Морская прогулка». | 1 | Практическое задание | ||
33. | Зарисовка «Морское дно». | 1 | Практическое задание | ||
34. | Зарисовка «Путешествие на машине времени». | 1 | Практическое задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....
Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...
Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".
1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...
Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...
Классный час по теме "Ой ты, Русь моя, Русь великая".
Аннотация к внеклассному мероприятию Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных т...