Почему ребёнок исследует воду с таким интересом
статья

Мкртчян Лиана Гургеновна

 

Все малыши переживают период «брызгаться-топить-мочить-поливать-всё-и-всех». Ребёнок не пропустит ни одной лужи или другой ёмкости с водой, так и норовит дотянуться до крана, может вылить её из вазы посреди комнаты. Такое поведение говорит нам о сильном интересе к физическим свойствам жидкостей. В этой статье вы найдёте игры с водой для детей, которые помогут удовлетворить интерес к ней дома, в детском саду и на улице. А также — рекомендации эксперта о том, как мы можем направить неприемлемое поведение в конструктивное русло.

Бывает, что малыш пьёт из крана или пытается зачерпнуть из унитаза. Он делает это не потому, что хочет позлить нас и даже не потому, что просто хочет пить. Его увлекает поиск ответа на бессознательный вопрос: «А жидкость везде одинаковая на вкус? Нужно проверить!» И ведь она действительно бывает разной — пресной, солёной, горькой, тёплой, холодной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebyonok_issleduet_vodu_s_takim_interesom.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад № 27 Калининского района Санкт-Петербурга

             Почему ребёнок исследует воду с таким интересом

Все малыши переживают период «брызгаться-топить-мочить-поливать-всё-и-всех». Ребёнок не пропустит ни одной лужи или другой ёмкости с водой, так и норовит дотянуться до крана, может вылить её из вазы посреди комнаты. Такое поведение говорит нам о сильном интересе к физическим свойствам жидкостей. В этой статье вы найдёте игры с водой для детей, которые помогут удовлетворить интерес к ней дома, в детском саду и на улице. А также — рекомендации эксперта о том, как мы можем направить неприемлемое поведение в конструктивное русло.

Бывает, что малыш пьёт из крана или пытается зачерпнуть из унитаза. Он делает это не потому, что хочет позлить нас и даже не потому, что просто хочет пить. Его увлекает поиск ответа на бессознательный вопрос: «А жидкость везде одинаковая на вкус? Нужно проверить!» И ведь она действительно бывает разной — пресной, солёной, горькой, тёплой, холодной.

Ребёнок, который бесцельно плещется в раковине, тазике или выливает напиток на пол, не балуется, а занимается исследовательской деятельностью и развивает концентрацию внимания. Хотя часто в глазах родителей это важное дело превращается в бесцельную игру.

Вот сколько нового могут узнать дети во время игр с водой:

  • Её свойства: плотность (утекает сквозь пальцы, но предметы удерживаются на поверхности воды), температуру, глубину, прозрачность (бывает чистая, грязная и даже цветная, когда моешь руки от краски), объём (одно и то же количество может помещаться в узком сосуде или широкой миске).
  • Состояния: пар над кастрюлей, корочка льда на луже, снежинки и мыльные пузыри.
  • Движение: есть стоячая и проточная, может капать, бежать или перетекать и переливаться из ёмкости в ёмкости с разной скоростью.
  • Своё тело: оно ощущает прикосновение и даже давление воды; в воде нужно прикладывать другие усилия, чтобы удержать равновесие; тело может ощущать покалывание, холод, течение; разные двигательные возможности — налить, перелить, взболтать, взять в ладошки.
  • Свойства других предметов:(не)тонет, (не)плывёт, (не)мокнет и т. д.

За всеми детскими играми с водой стоит мощная потребность исследовать окружающий мир. Когда мы пытаемся бороться с этой стихией, то терпим поражение — портим отношения с малышом и лишаем его нового опыта и развития. Самым разумным будет направить энергию в безопасное русло, а если есть время — провести его вместе.

Вот игры с водой для детей, которые помогут это сделать.

Большая ёмкость с водой и различными предметами. Чем младше сын или дочка, тем меньше предметов мы кладём в наполненный тазик. До года достаточно пары чашек и одной уточки. После года набор предметов и материалов можно постепенно увеличивать, выбирая новые вместе.

Что можно положить в таз:

  • природные материалы: ракушки, камни, перья, листья, шишки и жёлуди;
  • фигурки рыб и водных животных;
  • воронки;
  • маленькие ковши, бутылочки, кувшины и чашки;
  • резиновые игрушки для ванны;
  • губки и мочалки;
  • целые пластиковые контейнеры и контейнеры с отверстиями;
  • венчики;
  • трубочки;
  • большие пипетки или маленькие клизмы;
  • пульверизаторы.
  • Губки и мочалки. Их приятно просто сжать и наблюдать, как падают капли. Можно поэкспериментировать с размером и материалом. Сначала даёте губку, которую будет легко взять неумелыми ручками и сжать. А позже — губки разных размеров.
  • Мячики и шарики. Сначала малыш просто гоняет их по тазу, пытаясь схватить. Так он развивает зрительно-моторную координацию и захват ладошкой. Потом игры с мячами можно усложнить: пытаться опустить их на дно или вылавливать щипцами — «поймай рыбку» и смотреть, как они плавают.
  • Пульверизаторы и бутылочки. Ближе к двум годам малыши особенно усердно тренируют силу рук. Выбирая игры для детей с водой дома, предложите предметы из материалов, которые можно с усилием сжимать.

Захват воды пипеткой. Для игры понадобится ёмкость для жидкости и большая пипетка вроде «Ловкого головастика» — они хорошо ложатся в маленькую ладонь. Сначала показываем, как работать с пипеткой: сжимать и разжимать грушу, захватывать воду и выпускать её. А потом даём малышу попробовать самому. Цель этого эксперимента — развитие координации движений.

Замороженные сокровища. Эта простая детская игра с водой позволяет малышу познакомиться с её свойствами и почувствовать разницу температур.

Вам понадобятся материалы:

  • заранее замороженные предметы в формочке для льда;
  • салфетка;
  • пустая миска;
  • инструменты для вылавливания и перекладывания — ложка или щипцы;
  • кувшинчик или пипетка с тёплой водой для растапливания льда;
  • тряпочка (на случай если прольётся вода).

Игра сильно увлекает ребёнка — ведь предметы на глазах высвобождаются из льдинок. Он сам повлиял на этот процесс, а теперь может потрогать и внимательно изучить свои сокровища. Сокровищами могут быть маленькие шишки, жёлуди, листья, камни, кусочки коры, перо птицы, фигурки Лего, пуговицы, ключи. Но при этом они должны быть безопасного размера, чтобы ребёнок не мог их проглотить. Фигурки можно замораживать в пищевых пакетиках, завязывая их на узел.

                                               Воспитатель Мкртчян Лиана Гургеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...

Коллективный проект 2 класса "Мы исследуем воду"

Проект подготовлен к школьной научно-практической конференции. В нем принимал участие весь класс. Ребята исследовали физические свойства воды: водопроводной, питьевой и речной....

Почему важно употреблять воду?

Рассказывает  эксперт Волкова Людмила ЮрьевнаКогда мы говорим о пользе воды для организма, то имеем в виду, конечно, исключительно чистую питьевую воду, а не другие жидкости, которые мы ежедневно...

Ребёнок и вредные привычки. Почему ребёнок грызёт ногти.

В данной статье рассматриваются некоторые вредные детские привычки. в частности "обгрызание" ногтей....

Почему ребёнок исследует воду с таким интересом

Все малыши переживают период «брызгаться-топить-мочить-поливать-всё-и-всех». Ребёнок не пропустит ни одной лужи или другой ёмкости с водой, так и норовит дотянуться до крана, может в...