Родительское собрание. Тема "Почему ребёнок становится чужим или как найти взаимопонимание со своим ребёнком"
методическая разработка по теме

Карпунина Ирина Николаевна

Конспект беседы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Почему свой ребёнок становится чужим, как найти взаимопонимание со своим ребёнком»

Задачи собрания:

  1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
  2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможные направления поддержания взаимопонимания в семейном воспитании.
  2. Анализ педагогических ситуаций.

План проведения собрания:

  1. Орг. момент.
  2. Вступление.
  3. Проблематизация.
  4. Основная часть.
  5. Итог беседы. Рефлексия.

Конспект собрания:

  1. Орг. момент (раздать  листы с таблицей для заполнения).
  2. Вступление (на доске – тема родительского собрания)

- Спасибо всем присутствующим родителям, что вы готовы поучаствовать в разговоре на данную тему.

-  Вам не кажется, что в одной части темы содержится ответ на вопрос другой части?

- Казалось бы, эта проблема («почему ребёнок становится чужим») пока не стала насущной для большинства родителей в начальной школе, но, я думаю, вы со мной согласитесь, что эта проблема возникает не в один момент, а напряжение в отношениях накапливается годами. Самое лучшее, что может сделать родитель – постараться её избежать, предупредить появление. Поэтому я позволю себе немного переставить части темы разговора: «Как найти взаимопонимание со своим ребёнком, чтобы он не стал чужим»

3. Проблематизация

- Уважаемые родители, прошу у вас помощи. Я распечатала рекомендации, как достичь взаимопонимания с ребёнком, давайте их обсудим, необходимы ли они.

(Обсуждаются и вывешиваются правила)

1. Безусловно принимать его. 

2. Активно слушать его. 

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 

5. Помогать, когда просит. 

6. Поддерживать успехи. 

7. Делиться своими чувствами. 

8. Конструктивно разрешать конфликты. 

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. (Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший).

10. Обнимать (не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день). 

- Если представить себе достижение взаимопонимания как дорожку, то эти тезисы можно расположить так:

  • Безусловно принимать его---- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе----. Активно слушать его----- Конструктивно разрешать конфликты----(карточка солнышко)

- Остальные тезисы расположим под основными: безусловное принятие + 9,10; бывать вместе + 4, 5, 6; активно слушать + 7; разрешение конфликта.

4.   Активное слушание.

А) Интуитивное определение.

- Попробуем подобрать примеры активного слушания исходя из вашего понимания, что такое активное слушание.

Какую из фраз вы бы использовали в ответ на такую жалобу дочери:

— Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.

— А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут. 

— Наверное, ты сама в чем-то виновата. 

— Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку. 

— А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой. 

— Не знаю, что делать. Подари им что-нибудь. 

— Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно. 

— А у вас с ней не было ссоры? 

— Брось переживать. Давай лучше поиграем. 

- С точки зрения активного слушания ни один ответ не является подходящим.

Б) Информация об активном слушании.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». 

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Сразу замечу: скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

— Ну, ничего, поиграет и отдаст... 

— Как это ты не пойдешь в школу?! 

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка! 

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Важные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

— А что случилось? 

— Ты что, на него обиделся? 

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

Во-вторых, очень важно в беседе «держать паузу».  После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-третьих, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу...

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства).

Активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Если же, напротив, он заподозрит, что вы рассчитываете каким-то новым способом воздействовать на него «в свою пользу», то сопротивление вашим попыткам только возрастет.

Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто.

В) Заполнение таблицы. (Родители делятся на группы по 2 человека.)

- Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает (см. образец).

1. Ситуация и слова ребенка 

2. Чувства ребенка 

3. Ваш ответ 

1.1 (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось».

1.2 Огорчение, обида

1.3 Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

2.1 (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».

3.1 (Старший сын — маме): "Ты всегда ее защищаешь,

говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь".

4.1 "Сегодня на уроке математики я ничего не поняла

и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись".

5.1 (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-ашечка!».

6.1 (Влетает в дверь): "Мам, ты знаешь, я сегодня

первый написал и сдал контрольную!".

7.1 "Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было

продолжение фильма!".

Ответы 1. Возможные ответы родителя:2. Ты очень расстроилась и было обидно.3. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.4. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.5. Было очень неловко и обидно.6. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.7. Здорово! Я вижу, ты очень рад.8. Очень досадно...

Г) Достоинства активного слушания

Этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.

1. Исчезает  или,  по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. 

Навыки общения вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

5. Итог беседы. Рефлексия.

- Более подробно об активном слушании вы можете узнать из книги Ю.Б. Гиппенрейтер  (показ книг, адрес сайта, где можно скачать книгу: http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/)

- Эмоциональной точкой нашей беседы будет песенка «Ты да я» (Автор текста: Пляцковский М.,

композитор (музыка): Шаинский В.), казалось бы, она про дружбу, но мне кажется, эта формула очень подходит для общения родителей и детей: ты и я  как  самостоятельные единицы, вместе с тем «мы с тобой»- основа любви и взаимопонимания родителей и детей. Пока звучит музыка, прошу вас закончить фразы:

Ценность сегодняшнего разговора в том, что…

Чтобы ребёнок не стал чужим, нужно…

- В заключении мне хотелось бы поблагодарить вас за сотрудничество, надеюсь, наша беседа была для вас полезной. Счастья, благополучия, любви и взаимопонимания вам и вашим семьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе на тему "Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка"

Проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....

Родительское собрание на тему "Что такое агрессия? Как вести себя с агрессивным ребёнком."

Разработка родительского собрания 4 классе поможет учителям и родителям разобраться в вопросах поведения агрессивных детей, путях возникновения детской агрессии и оказать помощь детям....

Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс

Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная к...

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

Родительское собрание во 2 «в» класс 1 триместр «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего зада...

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Ирина Николаевна! Вы подняли одну из главных проблем детей и родителей. Всё сложнее и сложнее находить взаимопонимание с ребёнком. И одному родителю не справиться с этой проблемой. Учитель очень помогает в этом вопросе.