Познавательная игра "Экологическое ассорти"
методическая разработка (2 класс)

Кирпиченкова Оксана Анатольевна

Повторить экологические правила поведения людей в природе; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать сознательное и бережное отношение к природе. Пополнить знания учащихся по экологии. Формировать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_igra.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра

 "Экологическое ассорти"

Правила безопасного поведения  во  время летних каникул.

 

Цели урока: Формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона.

Задачи: Повторить экологические правила поведения людей в природе; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать сознательное и бережное отношение к природе. Пополнить знания учащихся по экологии. Формировать экологическую культуру.


Методы обучения: Словесные, наглядно-образные, проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации.

Форма работы: Внеурочная.

Эпиграф:

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, 
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей, 
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг. 
Человек природе – друг!

Учитель:

В мире много разноо6разных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. 

16 сентября

Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября

День леса.

27 сентября

День моря.

4 октября

День защиты животных.

29 декабря

День 6иологического разноо6разия.

22 марта

Всемирный день воды.

1 апреля

День птиц.

18-22 апреля

Дни заповедников и национальных парков.

22 апреля

День Земли.

5 июня

День охраны окружающей среды.

17 июня

День борьбы с опустыниванием и засухой.

2013 год – Год охраны окружающей среды.

Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, хрустально чистую воду и благодатную почву.

И сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы.

Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.

По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
  • Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
  • Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
  • Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ!

А ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.

Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:

Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой, синее небо над головой.

На наш классный час сегодня прибыли ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ и ПРИНЦЕССА ПОВЕТРУЛЯ. Поприветствуем их.

Берендей: Здравствуйте дети, к вам на праздник я спешил, с собою внучку захватил!

Поветруля: По лесным тропинкам, по ягодным пригоркам, через реки да горные перевалы прибыли мы к вам за помощью. Сказывают есть у вас молодцы да девицы умные-разумные, помогут они нам царство Берендеево уберечь от гостей незваных, от пожаров, от свалок мусорных, от шума, от браконьеров-грабителей.

Царь: Да только сначала нам удостовериться нужно – под силу ли вам дело такое.

А для того устроим мы вам испытание Для начала хотим посмотреть мы на вас, узнать кто вы, каковы будете.

КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

  1. Что в переводе означает экология:
    А) наука о доме;
    B) наука о природе.
  2. Какое растение называют сосной сибирской: 
    A) лиственницу;
    B) кедр.
  3. Где зимуют ласточки: 
    A) в Австралии;
    B) в Африке.
  4. Кит – это: 
    A) рыба;
    B) млекопитающее.
  5. Название «адмирал» носит: 
    A) жук;
    B) бабочка
  6. С какой стороны дерева растет мох: 
    A) с северной;
    B) с южной
  7. Хвоинки сосны: 
    A) двухгранные; 
    B) трехгранные
  8. Сколько пар ног у паука: 
    A) три; 
    B) четыре
  9. На стволе березы растет гриб: 
    A) чага;
    B) подберезовик
  10. Какой газ используют для дыхания все живые существа: 
    A) кислород; 
    B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – В, 6 – А, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А.

(за правильные ответы учащиеся получают жетоны и определяется лучший эрудит)

Поветруля: Ну что же, неплохо вы справились ре6ята с нашими каверзными вопросами. Да сможете ли в лесу сами се6е помощь оказать, если поранитесь невзначай или ногу с непривычки натрете? Вот это мы сейчас и проверим.

КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых. (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

(по результатам определить лучшего лесного аптекаря)

Ведущая: молодцы, ре6ята! В следующем конкурсе мы узнаем, кто из вас лучше всех сможет предсказать с помощью животных и растений погоду.

КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

  1. Рыба не клюет – она сыта;
  2. пчелы сидят в улье и громко гудят;
  3. ласточки и стрижи летают высоко;
  4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
  5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
  6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
  7. раскрыты цветы кувшинки;
  8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
  9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;
  10. крот нагребает высокие холмики;
  11. паук усиленно плетет паутину;
  12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов определенного цвета будет награжден званием лучший синоптик)

Ведущая: в лесу очень важно узнавать растения «в лицо», кто же у нас лучший травник?

КОНКУРС «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ)

  1. росянка 
    Она невзрачна и мала. 
    Но поймала комара.
  2. ландыш
    В рассветный час, сырой и сумрачный.
    Когда роса во тьме блестит,
    Горят фарфоровыелюстрочки.
    Да так, что глаз не отвести.
  3. пастушья сумка
    Много беленьких цветочков по четыре лепестка.
    Плод стручечек, как мешочек на спине у пастуха.
  4. тысячелистник
    Тысяча долек в зеленом листе.
    Белых цветочков в корзинке не счесть.
  5. ромашка 
    Нарядные платьица. Желтые брошки.
    Ни пятнышка нет на красивой одежке.
  6. шиповник 
    Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
    Шипами огорожен я, об этом не забудь.
  7. дуб 
    Он раскидист и могуч. 
    Головой коснулся туч.
  8. черемуха
    Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
    Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
  9. береза
    В белом сарафане
    стояла на поляне.
    Прилетели сестрицы
    сели на косицы.
  10. ель 
    Ее всегда в лесу найдешь, 
    стоит колючая как еж.

(по результатам конкурса определяется лучший травник)

Царь: не зря мы к вам, ребята, пожаловали, оказывается. Есть кому честь и хвалу воздать, есть кому за природу матушку вступиться. С такими как вы, не страшны нам беды да печали. Славные защитнички, пожалуй, возьмем их в свое царство.

ПОВЕТРУЛЯ: позволь, батюшка царский указ зачитать?

Царь: дозволяю.

Поветруля: на должность главного эрудита царства берендеева назначается

(вручает медаль и верительную грамоту)

  • главного синоптика
  • лесного аптекаря
  • царского травника

Берендей: А вас. Дорогие ребята. Мы всегда рады видеть в нашем лесном царстве-государстве, да только помните – нас с вами много, а природа – одна!

Щади зверей и птиц, 
Деревья и кусты.
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты. 
Ты только часть её, 
Зависимая часть.
Что без неё
И мощь твоя, и власть.

Учитель: Вы, наверное, все знаете, о существовании книги рекордов Гиннеса. О чем эта книга? А знаете ли вы, что у животных и у растений тоже есть такая книга?





Из Книги рекордов Гиннесса. Давайте, ребята, вспомним:

Просмотр презентации)

1. Самое большое животное на Земле.( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами,а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спинемогут уместиться 30 слонов.)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле.(Акулы .Появились 400 млн. летназад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь.(Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4. Самая крупная кошка.(Тигр.Амурские тигры достигают в длину 3,5 ми весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея.(Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29см, по 6-7м встречаются часто).

6.Самая крупная птица.(Страус.Достигает высоты 2,5м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка.(Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие -величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8.Самый большой зверь на суше.(Слон.Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самый высокий зверь.(Жираф.Достигает роста 5,5-бм, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун.(Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает

до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

11.Самые большие обезьяны.(Горилла.Длина тела взрослого самца может достигать 2м, а вес 270 кг.)

12.Самая большая черепаха.(Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может голодать по 18 месяцев.)

13.Самая хитрая кошка.(Леопард.Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве,
прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей,
верблюдов.)

14.Самый большой лежебока.(Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный -уничтожает вредных насекомых, грызунов, ядовитых змей.)

Учитель: Ребята, давайте поговорим об удивительных растениях. Какие вы знаете удивительные растения?

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно несъедобны.

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из некоторых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина егомягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

Учитель: Среди растений тоже есть рекордсмены. Вы знаете таких? Вот некоторые факты.

Самое древнее ныне растущее дерево – это гинко, произрастающий в китайской провинции Чжэцзян. Этот вид возник еще в юрский период, около 160 млн. лет назад. В Японии гинко называется «Серебряным абрикосом». 

Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике и штате Аризона. Он легко достигает высоты в 15 метров, а весит от 6 до 10 тонн. В цветке сагуаро- 3500 тычинок, которые настолько большие, что мелкие птица вьют иногда там гнезда.

Ива арктическая — 
самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10 см. от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы. 

Самое крупное хищное растение, способное переваривать самую крупную добычу относится к семейству непентовых. Лягушки, птицы и даже крысы попадаются в его ловушки и перевариваются с помощью ферментов. Растет в тропических лесах Азии, на о. Борнео и Индонезии. 

Самое вонючее в мире растение – аморфофаллус. Он растет в тропических лесах и пахнет гниющей рыбой. Весь остров Суматра буквально пропах этим запахом. 

Самое опасное жалящее растение – Новозеландское крапивное дерево. Оно может убить собаку и даже лошадь, впрыскивая им под шкуру смесь сильных ядов. Тонкие жгучие волоски на листьях содержат гистамин и муравьиную кислоту. 

Учитель: И, представьте себе, что все эти животные и растения могут исчезнуть, и не только эти.



Ученик:

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Учитель:

Кто из вас знает, о чем эта книга? Для чего она создана?

- Красную Книгу называют Документом совести человека, как вы думаете, почему?


- Ребята, как вы думаете, почему многие виды животных стали редкими на нашей планете, а некоторые вообще находятся на грани исчезновения?

- Наша Ростовская область занимает большую территорию, на которой расположены две природные зоны: степь и полупустыня. По донской земле протекает много рек и речушек. Всё это создаёт условия для обитания самых разнообразных животных на территории нашего края. Раньше животный мир нашей области был очень богат. Но деятельность человека очень сильно изменила природные условия, что привело к уменьшению численности и даже полному исчезновению некоторых видов животных.

- Цвет обложки книги красный, как сигнал светофора, который нас предупреждает, что если мы не защитим растения и животных, которые попали в Красную книгу, они погибнут.

Просмотр презентации “По страницам Красной книги”.

1 слайд.

- Ребята, как вы думаете, почему нужно знать животных, занесённых в Красную книгу?

- Вам хотелось бы узнать, какие животные, обитающие в нашем крае, занесены в Красную книгу?

- Тогда я предлагаю вам “прогуляться” по страницам Красной книги.

2 слайд.

Чтобы сохранить многообразие живых существ, которые стали редкими на нашей планете Международный союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила Международную Красную книгу. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

3 слайд.

В 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она называлась “Красная книга СССР”. Позднее она стала называться “Красная книга России”. В этой книге были перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть с лица Земли.

4 слайд.

- Но создания Красной книги нашего государства оказалось недостаточным. Так как численность некоторых видов животных катастрофически сокращалась. И тогда такие книги были созданы в отдельных регионах. Так Красная книга появилась и в нашей области. Красная книга Ростовской области была издана в 2004 г. Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.

5 слайд.

В нашем крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории Ростовской области находится природный заповедник “Ростовский”. Он создан в 1995 году. Заповедник состоит из четырёх обособленных участков, расположенных на территории Орловского и Ремонтненского районов.

6 слайд.

Заповедник – место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы …

В настоящее время на территории Ростовской области находится 7 заказников федерального и 27 – областного значения.

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находятся под особой охраной растения или животные.

7-18 слайды.

Посмотрите и запомните! Эти животные находятся в Красной книге Ростовской области. Если вы встретите их, помните сами и скажите другим, что они находятся под охраной государства.

19 слайд.

По каким причинам может сокращаться численность животных?

20 слайд.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ,-
Ведь другой, похожей, нету.

Учитель:

-Ребята, а что мы с вами делаем в свободное время? Конечно, отдыхаем. В словаре В. Даля понятие «отдохнуть» означает « ничего не делать», покоится после трудов, но сейчас отдохнуть – значит съездить куда-то в природу, сходить в поход к реке, в лес.

Послушаем стихотворение и подумаем, а не было такого с нами?

Ученик:

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

 

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

А как надо правильно отдыхать на природе?


 А на этой фотовыставке обратите внимание, как мы относимся к окружающей среде.

Ученик:
Если что то нам не жалко
То несём скорей на свалку,
А то просто набросаем.
Рядом с домом ничего не убираем
Загрязняем землю, воду
Бытовыми мы отходами.

Внимание!
Люди! Остановитесь! 
Не загрязняйте родные места. 
Места, где родился и где живёшь.

Ученик:

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса. 
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!

(Исполнение песни)

Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час.Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.

Ученик:

На планете Земля не спокойно!
Да и было ль спокойно на ней? 
Прекращались раздоры и войны
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете 
Став над пропастью, в бездну глядим. 
Как Земли неразумные дети, 
Рубим сук, на котором сидим. 
Не спасет ни утроба отсека
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек. Не губи все живое.
Только в этом спасенье твое.

– Земля наша плачет, тревогу бьет. 
Ее загрязняет и губит народ.
Реки, озера, леса и луга 
не страдали так никогда.
– И воздух стал грязен и лес оскудел, 
и океана таков же удел.
Лес от пожаров все чаще страдает
и живность в лесу от того погибает.
– Сегодня задача у мира одна,
она по всему видно, очень важна,
Чтоб воздух стал чище и лучше рос лес.
Здесь проявить мы должны интерес.
– Не надо зверье убивать понапрасну,
пусть птицы поют, станет мир наш прекрасней!
– Сама ведь природа не может спастись, 
так нужно чтоб люди за это взялись!
Природу беречь – это дело святое. 
Лишь вместе мы светлое завтра построим.
– А если как прежде природе вредить, 
то кто же тогда на Земле будет жить?!
Исчезнут растенья, грибы и бактерии, 
животные, птицы и прочее зверье
Исчезнем и мы, так опомнитесь, люди! 
Цените природу, БЕРЕГИТЕ ЕЕ!

( Просмотр презентации « Донские пейзажи», исполнение песни)

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:Что вам запомнилось из сегодняшнего классного часа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Экологическое ассорти"

Игра  рассчитана  на детей разного возраста.  В игре ребята  получают  не только новые знания о природе, рассуждают, анализируя  экологические ситуации, но ...

Игра "Экологическое ассорти"

Ведущий: Ребята, я рада приветствовать вас на развлекательно-познавательной игре, которая  называется, «Экологическое ассорти».Сегодня за право называть себя лучшими экологами будут бороться...

Интеллектуальная игра "Экологическое ассорти" 2 класс

Игра помогает обобщить знания о жизни растений, животных и правилах поведения в природе....

Конкурсно - познавательная игра «Экологическое ассорти»

Игровая программа расчитана на детей 7-12 лет, направлена на повышение экологической грамотности детей, формирование экологического мировоззрения, организацию содержательного досуга....

Интеллектуально-познавательная игра «Экологическая экспедиция»

Данное мероприятие проводится в рамках районной воспитывающей игры-путешествия «Арктическое путешествие». Игра проводится как итоговое мероприятие по станции «Остров Белый» и направлена на выявление о...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...

Познавательно-развлекательная игра "Экологическое ассорти"

Воспитание бережного отношения к природе, потребности в охране окружающей среды....