Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_programma.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухта
(МОУ «СОШ № 20»)
Принято решением педагогического совета от «31»августа 2020 г Протокол № 1 | Утверждено Приказом директора МОУ «СОШ №20» от «31»августа 2020 г № 01-13/113 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление: общеинтеллектуальное
Адресат программы: 1 класс
Срок освоения программы : 1 год
Составитель: учитель Гасанова Р.С.
г. Ухта, Республика Коми, 2021 г.
Пояснительная записка.
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Вид деятельности: познавательная деятельность
Актуальность программы определена следующими факторами:
Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Адресат программы: 1 класс, набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Объем программы: 33часа (33 недели,1 раз в неделю по 1ч)
Срок освоения программы:1 год обучения
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
\
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Формы контроля: стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О.А., текущий: прогностический; рефлексивный контроль по результату,
Формы промежуточной аттестации: турнир
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты. Загадки веселого карандаша.
Тема 2. Город закономерностей.
Классификация признаков. Порядковый счет. Правила волшебного квадрата. Загадки веселого карандаша. Нахождение закономерностей.
Тема 3. Город загадочных чисел.
Загадки для ума. Математические знаки. Знакомство с цифрами для написания цифр индекса. Знакомство с римской нумерацией. Загадки веселого карандаша. Лесные примеры. Магические рамки. Числовые дорожки. Знакомство с косточками домино.
Тема 4. Город логических рассуждений.
Установление причинно-следственных связей. Определение истинных и ложных высказываний. Работа по образцу. Заполнение схем. Загадки для ума. Заполнение таблиц.
Тема 5. Город занимательных задач.
Знакомство с понятием величина. Масса. Время. Числа в сказках. Нахождение отличий. Задачки для ума. Графический диктант.
Тема 6. Город геометрических превращений.
Знакомство с геометрическими телами::шар, пирамида, конус, цилиндр, параллелепипед. Нахождение отличий. Понятие «симметрии» Турнир.
Формы организации: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах; беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Виды деятельности: практико-ориентированные учебные занятия, тематические конкурсы, занятия-испытания.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в школьную жизнь. Удивительная страна. | 1 | 1 | |
2 | Город закономерностей | 7 | 7 | |
3 | Город загадочных чисел | 9 | 9 | |
4 | Город логических рассуждений | 8 | 8 | |
5 | Город занимательных задач | 6 | 6 | |
6 | Город геометрических превращений | 2 | 2 | |
ИТОГО | 33 | 1 | 32 |
Поурочное планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Удивительная страна. | 1 | 0,5 | 0,5 | Стартовая работа |
Город закономерностей | |||||
2 | Аллея Признаков | 1 | 1 | ||
3 | Порядковый проспект | 1 | 1 | ||
4 | Порядковый проспект | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
5 | Улица Волшебного квадрата | 1 | 1 | ||
6 | В космической лаборатории | 1 | 1 | ||
7 | Художественная площадь | 1 | 1 | ||
8 | Испытание в городе Закономерностей | 1 | 1 | Прогностический контроль | |
Город загадочных чисел. | |||||
9 | Улица Загадальная | 1 |
| 1 | |
10 | Цифровой проезд | 1 |
| 1 | |
11 | Числовая улица | 1 | 1 | Творческий проект | |
12 | Заколдованный переулок | 1 | 1 | ||
13 | Улица Магическая | 1 |
| 1 | |
14 | Вычислительный проезд | 1 |
| 1 | |
15 | Переулок Доминошек | 1 | 1 | Фронтальный опрос | |
16 | Переулок Доминошек | 1 | 1 | ||
17 | Испытание в городе Загадочных чисел | 1 | 1 | ||
Город логических рассуждений | |||||
18 | Улица высказываний | 1 | 1 | Рефлексивный контроль | |
19 | Улица Правдолюбов и Лжецов | 1 |
| 1 | |
20 | Отрицательный переулок | 1 | 1 | ||
21 | Проспект Логических задач | 1 | 1 | ||
22 | Проспект Логических задач | 1 |
| 1 | |
23 | Проспект Логических задач | 1 |
| 1 | презентация |
24 | Проспект Логических задач | 1 | 1 | ||
25 | Испытание в городе Логических рассуждений | 1 | 1 | Графический диктант | |
Город занимательных задач | |||||
26 | Улица Величинская | 1 |
| 1 | |
27 | Временной переулок | 1 | 1 | ||
28 | Улица Сказочная | 1 | 1 | ||
29 | Хитровский переулок | 1 | 1 | ||
30 | Смекалистая улица | 1 | 1 | Контроль по результату | |
31 | Испытание в городе Занимательных задач | 1 | 1 | ||
Город геометрических превращений | |||||
32 | Фигурный проспект. Турнир. | 1 | 1 | Промежуточная аттестация. | |
33 | Зеркальный переулок | 1 | 1 | ||
Итого | 33 | 0,5 | 32,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третье...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Рабочая программа курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Рабочая программа составлена составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «36 занятий...