Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Матвеева Татьяна Александровна

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл курс " Умники и умницы",2 класс31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2014 г.

.                                                                                                    

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 34 часа (1 часа в неделю). Программа второго класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

 

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Содержание программы

           

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

   

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятия

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Учебно- методическая литература

Автор, год издания. Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей

Методическое пособие для 2 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Холодова О., Москва: «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. РОСТ книга, 2013г

Рабочие тетради в 2-х частях.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

Цель (содержание)

Возможные виды деятельности

План.

Факт.

1

06.09

Диагностика уровня развития познавательных процессов у второклассников.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

2

13.09

Логические задачи на развитие способности рассуждать

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова Логические задачи.

3

20.09

Тренировка внимания.

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.

4

27.09

Мозговая гимнастика. 

Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5

04.10

«Шапка для размышлений».

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».

6

11.10

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..». Найди буквенную закономерность (числовую). Логические задачи.

7

18.10

Игра «Умники и умницы»..

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.

8

25.10

«Это интересно!»

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

9

15.11

  Работа со спичками

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

10

22.11

Логические задачи.

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова.

11

29.11

«Закодированное слово». 

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов.

12

06.12

Ира «Найди фигуру».

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы.Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число».Ответь на вопросы, по словам на доске.

13

13.12

Поиск закономерностей. 

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово?

14

20.12

Игра «Фантазёр». 

Мозговая гимнастика.Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»

15

27.12

Разгадывание ребусов. 

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

16

17.01

«Весёлые вопросы».

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид  сверху. Логические задачи.

17

24.01

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора

18

31.01

Игра «Внимание».

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова.

19

07.02

Измени свойство.

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

20

14.02

Игра «Так же, как…»

21

21.02

Работа с изографами

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

22

28.02

Математический марафон.

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

23

07.03

Вопросы – загадки

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы.

24

14.03

Игра «Выполни просьбы букв».

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

25

21.03

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово

26

04.04

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора

27

11.04

Логические задачи.

Посмотри и дополни

Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова.

Мозговая гимнастика. Разгадывание ребусов.

28

18.04

Что? Где? КОГДА?

Интеллектуальная игра.

29

25.04

Работа со спичками.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

30

16.05

Литературная викторина.

Игра «Лабиринт». 

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

31

23.05

Игра «Самый умный».

Диагностика уровня развития познавательных процессов  в конце года.

Уровень кругозора

Мозговая гимнастика. Уровень кругозора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...