Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа составлена составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников» и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_um_i_um_1_klass.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «36 занятий для будущих отличников» и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата общеобразовательной деятельности российской школы фиксирует портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
2. Содержание курса
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы курса можно разделить на несколько разделов:
1.Тренировка психических процессов - на каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств .
2.Задачи геометрического характера - занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур,
3. Нестандартные задачи логического характера - систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления, «Нестандартные задачи алгебраического характера» - активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
4. Игры Зака А.А. - знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
3. Тематическое планирование
№ урока,четв. | Наименование тем | Кол-во часов по теме | Корректировка, причина |
1 | Первый раз в первый класс. | 1 | |
2 | Работа над ошибками | 1 | |
3 | Задания трёх поросят | 1 | |
4 | Здравствуй, осень! Играем в «ромашку» | 1 | |
5 | По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | |
6 | Рисуем яблоньку | 1 | |
7 | Геометрический магазин | 1 | |
8 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | |
9 | Хлеб-батюшка | 1 | |
10 | Шкатулка с сюрпризом | 1 | |
11 | На грибной полянке | 1 | |
12 | В гостях у ЗНАЙКИ | 1 | |
13 | Читаем письма | 1 | |
14 | Наряжаем елку | 1 | |
15 | «Прикольные» задания | 1 | |
16 | И снова «Прикольные» задания | 1 | |
17 | Домашние животные | 1 | |
18 | Цепочка занимательных заданий | 1 | |
19 | О звёздах | 1 | |
20 | Дорогою добра | 1 | |
21 | Быть здоровым | 1 | |
22 | Незнайкин экзамен | 1 | |
23 | Коллекция головоломок от Незнайки | 1 | |
24 | По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» | 1 | |
25 | Знаменитые малыши. Дюймовочка. | 1 | |
26 | Букет для Русалочки. | 1 | |
27 | Спичечное ассорти. | 1 | |
28 | Словесные забавы. | 1 | |
29 | «Говорящие головоломки» | 1 | |
30 | Ловим рыбку | 1 | |
31 | Рыбалка продолжается | 1 | |
32 | Загадалки | 1 | |
33 | Сказочные задания | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третье...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Рабочая программа курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...