Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:
- разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третьего класса;
- имеет общеинтеллектуальную направленность;
- ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Используемый учебно-методический комплект:
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_umniki_i_umnitsy_3v.docx | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:
- составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
- разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третьего класса;
- имеет общеинтеллектуальную направленность;
- ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Используемый учебно-методический комплект:
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся через систему развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- Итоговый (занятие №34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.
Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы».
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы».
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала:
- Системность: задания располагаются в определённом порядке.
- Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.
- Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.
- Увеличение объёма материала.
- Наращивание темпа выполнения заданий.
- Смена разных видов деятельности.
Все задания, предлагаемые младшим школьникам, условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия:
- «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
- Разминка (3-5 минут).
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
- Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (2 минуты).
- Логически-поисковые задания (10 минут).
- Весёлая переменка (3 минуты).
- Нестандартные задачи (10-15 минут).
Одной из особенностей курса является акцент на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно усилен, предлагаемые к выполнению задания разнообразны как по содержанию, так и по форме их представления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 02.09 – 06.09 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 09.09 – 13.09 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 16.09 – 20.09 | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания. | 23.09 – 27.09 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 30.09 – 04.10 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 07.10 – 11.10 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 14.10 – 18.10 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 21.10 – 25.10 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 04.11 – 08.11 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 11.11 – 15.11 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 18.11 – 22.11 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 25.11 – 29.11 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи | 02.12 – 06.12 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 09.12 – 15.12 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 16.12-20.12 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 23.12-27.12 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 13.01-17.01 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 20.01-24.01 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 27.01-31.01 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 03.02-07.02 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 10.02-14.02 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 17.02-21.02 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 24.02-28.02 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 02.03-06.03 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 09.03-13.03 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 16.03-20.03 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 30.03-03.04 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 06.04-10.04 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 13.04-17.04 | |
30 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 20.04-24.04 | |
31 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 27.04-01.05 | |
32 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 04.05-08.05 | |
33 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 11.05-15.05 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 18.05-22.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Для учителя:
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2017.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Секундомер
Для учащихся:
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Счетные палочки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №1.
№ п/п | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | |||||||||||||
Задание | №1 | №2 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |||||||||
Фамилия, имя | Количество букв за 2 мин | Количество рисунков изображен. | Зрит. | Слух. | Способн. устанавл. связи (аналогия) | Способн. к анализу (законом.) | Способн. рассуждать (задача) | Способн. к сравнению (дорога) | |||||||||
Количество | |||||||||||||||||
правильно | неправильно | точно | Соотв. цветом | рисунков | слов | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | правильно | неправильно | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||
30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование занятий. Используются тетради О. Холодовой "Юным умникам и умницам"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» направление: общеинтеллектуальное 2 класс
Личностными результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 4 класс
Рабочая программа курса "Умники и умницы» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенкова и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Рабочая программа составлена составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «36 занятий...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы", 4 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...