Работа над проектами в начальной школе .
статья (1 класс)
Из опыта моей работы. Как выбрать тему проекта . Работа над проектом "Мой прадед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nk_._kuznetsova_oh.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Кузнецова О.Х.
учитель начальных классов
.
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте дети еще не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, что в конечном итоге повышает их познавательную активность. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать учащимся такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применить такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться?»
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);
- оценочно-самооценочный..
Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей. Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.
Проектная деятельность в начальной школе чаще других, предполагает групповую форму работы. При этом соблюдаются все этапы, соответствующие структуре учебной деятельности.
1. Погружение в проект.
Выбираются и формулируются проблемы. Например: «Есть ли взаимосвязь между математикой и футболом?» «Почему корабли не тонут?» « Опасны ли летучие мыши для человека?» Выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения
2. Организационный.
Организуются группы, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы.
3. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, изучение теоретических положений и практических действий, сбор данных.
4. Обработка и оформление результатов.
Ребята представляют свой найденный способ решения проблемы. Это могут быть сообщения, сочинения, рисунки, результаты наблюдений, опытов и т. д.
5. Обсуждение полученных результатов.
Ребята обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы. Итогом служит рефлексия, самооценка проделанной работы.
В конце изучения азбуки мы традиционно проводим праздник «Прощание с азбукой», в основе которого- результат работы над проектом «Эти удивительные буквы». Ребята делали букву , используя разные материалы, рассказывали стихотворение о ней, делали постановку про алфавит с участием всех букв.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я работаю со своими учениками каждого набора над информационно-творческим проектом «Мой прадед». Ребята с большим удовольствием включаются в процесс работы. Много интересного и ранее неизвестного узнают они о своих родственниках, создавая этот проект. Именно, создавая, потому что каждый ученик проявляет творчество и индивидуальность в своей работе. Большую роль и помощь оказывают родители , которые так же узнают много нового. Много сведений находят через такие сайты как «Память народа 1941-1945», «Подвиг 1945»
Цель: Собрать информацию о родственниках – участниках Великой Отечественной войны .
Основные задачи в рамках достижения поставленной цели:
- укрепление у детей чувства благодарности к ветеранам за их подвиг;
- воспитание у обучающихся ответственного отношения к памятникам;
-установление плодотворного сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй.
План проекта
- Расспросить родственников о Великой Отечественной войне
- Узнать о родных, участвовавших в войне
- Ответить на главный вопрос
- Принести информацию для стенда, рассказать одноклассникам
- Выучить песню, стихотворение
Этапы проекта
- Побеседовать с родными и знакомыми на главную тему проекта
- Найти информацию о членах моей семьи , защищавших мою родину
- Воспользоваться Интернетом и прочитать книги о войне
- Поделиться полученной информацией
Побеседовав с родными и знакомыми о Великой Отечественной войне, мы узнали, что в каждой семье есть родственники, которые участвовали в войне, погибли на фронте или пережили военные тяготы, работая на благо страны во имя Победы.
С помощью дополнительной литературы, документальных сведений и газетных материалов выяснили, какие награды были присвоены и за что.
Многие из них погибли на поле боя, без вести пропали или получили ранения. Те, кто вернулся домой, к своим родным, были награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», орденами Славы, Красной Звезды, Отечественной войны, Ленина, Знак почёта, Трудового Красного знамени и многими другими знаками отличия.
Результативность.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов у обучающегося. Главным критерием оценки является достижение цели проекта. Свои проекты мы публикуем на сайте для одаренных детей «Вахта Памяти» , участвуем в конкурсах.
С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.
С точки зрения учителя, учебный проект – это эффективное средство повышения познавательной активности школьников.
При соблюдении необходимых условий применение проектной деятельности повышает эффективность развития познавательной активности младших школьников.
Считаю, что прививать интерес к познанию нового у каждого школьника мне удается. Во многом благодаря организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы работы над проектом в начальной школе"
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...
Особенности подхода к работе над проектами в начальной школе.
Данный материал раскрывает подходы и организацию работы над проектами в начальной школе. С проектной деятельностью связаны основные моменты организации учебного и воспитательного процесса. Указа...
Особенности работы над проектом в начальной школе
В данной статье дано понятие проекта, перечислены правила выбора темы проекта, описана структура, роль учителя и презентация проектов....
"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"
Ведущее место среди инновационных средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...
Взгляд учителя начальных классов на работу над проектами в начальной школе
Данный материал представляет собой описание работы учителя начальных классов по работе с учащимися начальных классов над проектами....
Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы
Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....
Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс
Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....