Взгляд учителя начальных классов на работу над проектами в начальной школе
статья (3 класс) по теме

Ананьев Максим Владимирович

Данный материал представляет собой описание работы учителя начальных классов по работе с учащимися начальных классов над проектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalke.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2.

На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания творческой образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе.

Слайд 3.

Свое знакомство с проектами я начал в начале своей работы с 1 классом. Сначала не зная, что это такое, постепенно с детьми мы начали разбираться в том, что же такое «проект». Вначале первоклассники были способны работать только индивидуально, но уже к 3 классу начинают формироваться навыки работы в группе. Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению, пониманию, умению слушать, общаться. С первого класса учимся искать нужную информацию. Мы познакомились со школьной и сельской библиотекой.

Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учащихся.

Работая в 3 классе по предложенному администрацией школы спецкурсу «Проектная деятельность», мы учимся правильно задавать вопрос в поисковике интернета и выбирать нужное из предложенных материалов. Нельзя не отметить важность умения оформить проекты и защитить их. Также мы работаем в программе PowerPoint. Здесь в большей степени я использую индивидуальную работу.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

- по доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- информационные;

- практико-ориентированные;

- ролево-игровые;

- творческие; 

- по количеству учащихся;

- по месту проведения;

- по теме;

по продолжительности.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и  моими возможностями, так как я выступаю в роли научного руководителя проекта.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Изучив много литературы по данной теме, для себя я выбрал следующие принципы организации проектной деятельности:

-Учет интересов детей:

Ситуация, когда учеников заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.

- Учение через деятельность:

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

- Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

- Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем и самими учениками.

- Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Что мы сделали вначале 3 класса. Дети выбрали для себя темы проектов и к концу года должны защитить его перед аудиторией. Возможно, на классном родительском собрании.

Любой учебный проект, с моей точки зрения,  имеет два аспекта:

- для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

- для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Несколько слов об оценивании.

 При защитах проектов я оцениваю:

- уровень сформированности умений:

а) самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;

б) включаться в групповую работу;

в) четко выполнять отведенные роли;

- уровень практического использования умений:

а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;

б) степень осмысления информации;

- уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;

- степень владения использованными методами, методиками, измерителями;

- уровень сформированности презентационных умений.

Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки.

При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

          Проекты в начальных классах – это трудно?

Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её широком понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.

Метод проектов – это одна из возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся.    Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"

Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...