Взгляд учителя начальных классов на работу над проектами в начальной школе
статья (3 класс) по теме
Данный материал представляет собой описание работы учителя начальных классов по работе с учащимися начальных классов над проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalke.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2.
На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания творческой образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Проектные приемы отвечают всем современным тенденциям в образовании. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе.
Слайд 3.
Свое знакомство с проектами я начал в начале своей работы с 1 классом. Сначала не зная, что это такое, постепенно с детьми мы начали разбираться в том, что же такое «проект». Вначале первоклассники были способны работать только индивидуально, но уже к 3 классу начинают формироваться навыки работы в группе. Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению, пониманию, умению слушать, общаться. С первого класса учимся искать нужную информацию. Мы познакомились со школьной и сельской библиотекой.
Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учащихся.
Работая в 3 классе по предложенному администрацией школы спецкурсу «Проектная деятельность», мы учимся правильно задавать вопрос в поисковике интернета и выбирать нужное из предложенных материалов. Нельзя не отметить важность умения оформить проекты и защитить их. Также мы работаем в программе PowerPoint. Здесь в большей степени я использую индивидуальную работу.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательские;
- информационные;
- практико-ориентированные;
- ролево-игровые;
- творческие;
- по количеству учащихся;
- по месту проведения;
- по теме;
- по продолжительности.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я выступаю в роли научного руководителя проекта.
Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Изучив много литературы по данной теме, для себя я выбрал следующие принципы организации проектной деятельности:
-Учет интересов детей:
Ситуация, когда учеников заставляют делать проект, который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.
- Учение через деятельность:
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
- Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
- Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем и самими учениками.
- Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Что мы сделали вначале 3 класса. Дети выбрали для себя темы проектов и к концу года должны защитить его перед аудиторией. Возможно, на классном родительском собрании.
Любой учебный проект, с моей точки зрения, имеет два аспекта:
- для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
- для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Несколько слов об оценивании.
При защитах проектов я оцениваю:
- уровень сформированности умений:
а) самостоятельно выполнять различные этапы работы над проектом;
б) включаться в групповую работу;
в) четко выполнять отведенные роли;
- уровень практического использования умений:
а) умение практически использовать предметные и межпредметные знания;
б) степень осмысления информации;
- уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата проекта;
- степень владения использованными методами, методиками, измерителями;
- уровень сформированности презентационных умений.
Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки.
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
Проекты в начальных классах – это трудно?
Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её широком понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.
Метод проектов – это одна из возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Учитель, владеющий проектными компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у учащихся. Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков использования информационной среды при работе над проектами в начальных классах
Выступление на заседании МО...
Формирование навыка использования информациооной среды при работе над проектами в начальных классах
О информационной среде и ее использовании младшими школьниками....
Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...
Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"
Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....
Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»
Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...
Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»
В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...