Особенности подхода к работе над проектами в начальной школе.
презентация урока для интерактивной доски (4 класс) на тему

Данный материал раскрывает подходы и организацию работы над проектами в начальной школе. С проектной деятельностью связаны основные моменты организации учебного и  воспитательного процесса. Указаны цели и способы организации проектной деятельности, этапы работы, виды результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc109 КБ
Office presentation icon proekt.ppt327 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подхода к работе над проектами в начальной школе.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новыхспособов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Цель проектной деятельности:

развить познавательные интересы;

интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Проектная деятельность предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям,критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность проектной деятельности обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Деятельность позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.

Принципы организации проектной деятельности:

интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:

формирования приемов умственной деятельности;

адекватной трудовой мотивации, гностических умений,

становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.

Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.

Обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.

В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;

действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;

корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Проектная деятельность позволяет:

формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;

формировать у детей учебную мотивацию;

диагностировать интеллектуальное развитие детей.

Направления проектной деятельности:

совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;

повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса, через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;

организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;

вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

приобретение коммуникативных умений;

выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.

Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:

когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;

эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;

деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.

Планируемые результаты проектной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; учащийся должен задаваться вопросом о том, «Какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные.

а) Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

б) Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

в) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные.

Учащиеся будут: 

уметь извлекать пользу из опыта;

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы;

самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

запрашивать различные базы данных;

опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта;

получать информацию;

уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;

принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

уметь договариваться;

уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

включаться в проект;

нести ответственность;

входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

доказывать солидарность;

уметь организовывать свою работу;

уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

показывать стойкость перед трудностями;

уметь находить новые решения.

Классификация проектов:

а) По видам конечного результата:

изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),

мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),

решения проблем: результат – решённая проблема,

исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

б) По предметно-образовательным областям: 

монопредметные (в рамках одной предметной области)

межпредметные (в рамках нескольких предметов)

надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)

в) По количеству участников:

индивидуальные;

парные;

коллективные;

групповые.

г) По продолжительности:

краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).

долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).

4.2. Типы проектов:

Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).

Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.

Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.

Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).

Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:

справочник,

газета,

журнал,

альбом,

гербарий,

карта,

экскурсия,

сценарий праздника,

игра,

макет,

модель,

сувенир,

мультимедийный продукт,

учебное пособие и другое.

Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.

Организация работы над проектами.

Участники проектной деятельности: учитель и учащиеся.

Учитель:

консультирует;

мотивирует;

фасилитирует;

наблюдает.

Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:

организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).

руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);

консультантом и т.п.

Ученик имеет право:

участвовать в разных проектах и в различных ролях;

выйти в любой момент из любого проекта;

в любой момент начать новый проект;

предложить свою тему проекта.

Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.

Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Главная идея метода проекта:

• активизация процесса познания;

• развитие креативности мышления;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

• исследовательские;

• информационные;

• коммуникативные;

• оценочные;

• презентационные;

• рефлексивные;

• менеджерские.

Проектная деятельность:

формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,

способствует интеллектуальному росту ребенка,

учит мыслить от абстрактного к конкретному,

открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,

актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.

Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

МОУ «ООШ № 10 г. Вольска Саратовской области»

ПРОЕКТ

«Осенние посиделки»

Работу выполнили учащиеся

4класса

Руководитель проекта

Жаден О.Г.

2012 г.

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Осенние посиделки».
  2. Руководитель проекта: Жаден О.Г.
  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: риторика,

русский язык,изобразительное искусство, технология, воспитательная работа.

  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение
  2. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:7-12 лет
  3. Тип проекта: информационно-исследовательский.
  4. Цель проекта: познакомиться с творчеством русских поэтов.
  5. Задачи проекта:
  1. Познакомиться с творчеством русских поэтов на осеннюю тематику.
  2. Выяснить,когда на Руси проходили посиделки.
  3.  Выяснить, какие бывают самовары.
  4. Изучить строение самовара.
  5. Узнать, почему самовар является важной частью чаепития.

9.Вопросы проекта:

1)Введение.

2)Основная часть.

3)Заключение.

10.Актуальность проекта: Мы выбрали эту тему, потому что хотели обощить изученные стихи русских поэтов.

10.Этапы работы над проектом:

  1. Определение темы проекта;
  2. Постановка проблемы. Выявление её актуальности.
  3. Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
  4. Исследования. Анализ полученных знаний. Подведение итогов, оформление результатов.
  5. Оформление презентации проекта.
  6. Представление проекта.

Список использованных информационных ресурсов:

 1.Кравякова С. В. Семейные посиделки. Журнал «Начальная школа» № 10 2001г.

2.Плясина Е.В. Наши маленькие открытия. Журнал «Начальная школа» № 2 2009г.

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%87%D0%B0%D0%B9                                         

4. http://magazin-samovarov.ru/about_samovars/tradiciichaepitiya/

5. http://samovar.holm.ru/

Оглавление.

  1. Паспорт проекта
  2. Оглавление
  3. Введение
  4. Основная часть

Лексическое значение слова.

История возникновения самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел?

Строение самовара.

Какие бывают самовары.

  1. Исследовательская часть
  2. Вывод

I.Введение.


Борис Садовской

Для того, чтобы начать свое исследование, мы вначале посетили библиотеку, нашли энциклопедию А. Попова «Просто о простом», где прочитали об истории возникновения проведения посиделок. Затем воспользовались Информацией с сайта http://vashsamovar.ru./ , где прочитали о посиделках, как они проводились, кто принмал вних участие.Мы с вами собрались сегодня на посиделки.
Вы знаете, что это такое?
Лето красное прошло. Летом много занятий на земле: посадить, прополоть. Наступила осень. Осень пора сбора урожая. Но вот урожай собран и появилось свободное время. И вот тогда-то и устраивали посиделки.
А чем же занимались на посиделках?
Дети отвечают.- Отдыхали, общались, играли.

Мы предположили, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим дл. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

II. Основная часть

Потом приступили к сбору информации о самоваре. И узнали следующее…

1. "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре Русского языка В. И. Даля.
В Словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка.

Некоторые исследователи считают, правда, что произошло оно от татарского "снабар", в переводе - чайник. Но это мало вероятно, очень уж русское слово.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

2.История возникновения самовара.

По поводу возникновения самовара, есть несколько версий.

самовар

Многие считают, что самовар– истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Русской "чайной машиной" называли самовар в Западной Европе. И действительно, вследствие формы, усиливающей акустику, он обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на различные стадии кипения воды: "поет", "шумит" и "бурлит".

3.Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Знаем лишь, что в 1730-1740 годах самоварами уже пользуются на Урале, позже - в Москве, Туле, Петербурге. В XIX веке самовар расселяется во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Но был ли самовар изобретением уральцев? Неизвестно. Известно лишь, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г. в Заречье Назаром Лисицыным. Вскоре последователей у Лисицына нашлось много.

Слово «самовар» ассоциируется, в первую очередь, с тульскими мастерами, а город Тула с 19 века считается центром изготовления русских самовар. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга. Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром».

4.Строение самовара. 

Самовары делались из красной и зелёной меди, мельхиора, томпака, иногда самовары золотили, серебрили. Но основной метал для самовара - латунь. Основной частью самовара считалась стенка, которую делали из листовой меди. Самовар большой, ведерный, топится дровами и шишками. По форме напоминает стакан. Внутри у него — полая труба, которая наполняется горячими древесными углями, поэтому вода быстро закипает и долго не остывает Круги, конфорка, заглушка и шейки чаще всего изготовляли литыми, а иногда делали и на давильных станках. Когда самовар начинает закипать, с него следует снять трубу, вернуть на место конфорку и поставить на нее пустой заварочный чайник - для того, чтобы он согрелся. Когда самовар зашумит, можно заваривать чай и нести самовар к столу. После того, как самовар поставлен на стол, на него сверху ставят заварник и дают ему постоять ровно столько времени, сколько нужно, чтобы заварился чай.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».


5.Какие бывают самовары. В Москве и на Урале, на тульских заводах и в маленьких мастерских безымянные умельцы превращали обычный предмет домашнего обихода в произведение искусства. Железные и медные, серебряные и позолоченные самовары приобретали самые диковинные формы. В них отражались разнообразнейшие вкусы. Пузатенькие и в рюмочку, кубиком и бочонком, в стиле барокко или ампир, маленькие дорожные с отъемными ножками и гиганты для купеческих чайных. Всякий человек, умеющий ценить прекрасное, не может остаться равнодушным перед сверкающим телом самовара. К середине XIX века сложились три основные группы самоваров: самовары-кухни, служившие для приготовления пищи, самовары-кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды, среди которых выделялись дорожные. В 1830-1840-е годы появилась новая форма - граная. В таких самоварах средняя часть тулова гранилась на шесть или восемь частей.

Самовар банкой - цилиндрическая форма.

Самовар дулей - грушевидная форма.

Самовар рюмкой - цилиндр, суженный снизу.

Самовар вазой - самовары фасонные.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.

Как наш народ относится к самоварам.

Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков русской литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.. 

"Самовар кипит - уходить не велит", "Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое" - эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий.

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой... Самовар и чаепитие были популярны и в народном искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках. Издавна считались в народе "чаевниками", особыми почитателями чая, москвичи. Если чай пили дома, то обычно его разливала хозяйка или ее дочка. Приглашение на чай, посидеть за самоваром у москвичей почиталось знаком самого дружеского расположения.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе. Написано много стихотворений о самоваре и чаепитии в России.

САМОВАР
Император белых чашек,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к работе с текстом в начальной школе

Презентация к МО по теме "Современные подходы к работе с текстом в начальной школе"...

Особенности работы над проектом в начальной школе

В данной статье дано понятие проекта, перечислены правила выбора темы проекта, описана структура, роль учителя и презентация проектов....

Особенности работы над проектом в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формиров...

Взгляд учителя начальных классов на работу над проектами в начальной школе

Данный материал представляет собой описание работы учителя начальных классов по работе с учащимися начальных классов над проектами....

Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы

Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья об особенностях работы учителя начальных классов с учащимися начальной школы при работе над проектами...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....