Занятие по русскому языку для ГПД (1 класс) тема «Ударение, слог и перенос слова»
план-конспект занятия (1 класс)

Бутенкова Валентина Анатольевна

Цели: закрепить умение определять ударение в словах и познакомить со

случаями, когда ударение не ставится, как правильно перенести слово.

Задачи: в игровой форме показать учащимся как ставить ударение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_dlya_1_klassa_na_temu_udarenie.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Занятие по русскому языку

                                           для ГПД (1 класс)

                               тема «Ударение, слог и перенос слова»

Цели: закрепить умение определять ударение в словах и познакомить со

случаями, когда ударение не ставится, как правильно перенести слово.

Задачи: в игровой форме показать учащимся как ставить ударение

 Планируемые результаты: учащиеся вспомнят как ставить ударение в словах и выполнят творческие задания.

           

                Ход занятия:

1. Беседа

(На доске записаны два столбика слов.)

          Доска                      Яша

          Карандаш               Антон

           Мел                         Оля

— Найдите лишнее слово в каждом столбике. (В первом — мел, во втором — Антон.)

— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно найти лишние слова? (Правило переноса слов.)

— Расскажите правило.

(Несколько учеников рассказывают правило, остальные добавляют, если правило рассказано не целиком.)

2. Упражнение:

— Запишите только те слова, которые можно переносить, и поделите их для переноса.

(Воспитатель диктует слова парами.)

Пень — пенёк, конь — кони, куб — кубик, Оля — Ольга.

(Взаимопроверка.)

— Прочитайте слова, которые вы записали.

         3. Самоопределение к деятельности

(На доске или на карточках записан стих)

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

— Прочитайте текст.

— Найдите одинаковые по написанию слова. (Сорок и сорок, дорог и дорог.)

— Почему вы читаете их по-разному? (Они имеют разное значение.)

— Поставьте ударение в этих словах. Что означают данные слова? (Сорок — число, количество, сорок — птица, дорог — имеет высокую цену, дорог — полоса земли для передвижения.)

— Чем отличаются эти слова по произношению? (Ударением.)

         1. Наблюдения над ударением в словах

(На доске записаны слова, разделённые на слоги.)

О-са, ба-боч-ка, па-ук, жук.

— Прочитайте первое слово. Сколько слогов в слове оса? (Два.)

— С одинаковой ли силой они произносятся?

(Учащиеся произносят слово оса хором.)

— Какой слог произносится сильнее? (Второй.)

В слове оса ударение падает на второй слог.

(Воспитатель ставит ударение в слове. Аналогичная работа проводится со словами бабочка, паук.)

— Прочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли в нём ставить ударение? Почему?

— На какой слог по счёту может падать ударение? (На первый, на второй, на третий, на четвёртый...)

Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит.

Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе?

Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.

Только слоги об этом не знали.

Начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные.

Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, клюква, всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, гвоздики получались недоразумения.

Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замок. А продавец удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой человек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое: «՜». Чтобы они устанавливали его над теми гласными, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоразумения кончились. Солнце се՜ло за село՜, за՜мок закрыли на замо՜к, гво՜здики и гво՜здики стали продавать в разных магазинах, а огородное пу՜гало всех пуга՜ло, а не наоборот.

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по значению слова.)

— А может в слове быть несколько ударных слогов? (Нет. Если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится

Ребята Вы большие молодцы, мы хорошо поработали, спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 1 классе.Тема:«Безударный гласный в корне слова»

Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Написание сходных в звучании слов".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"Цель: знакомство с написанием слов сходных по звучанию.Задачи: - формировать умение писать заглавную букву в именах собственных, разл...

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ Тема урока:« Состав слова. ( Повторение и закрепление изученного материала)»

Цель урока: -ФОРМИРОВАНИЕ  И КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.                                    ...

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема: «Ударение, слог, звуки и буквы».

Проверочная работа по русскому языку  2 класс  позволит  получить  результат  усвоения учебного материала по теме: «Ударение, слог, звуки и буквы»....

Урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Парные согласные в конце слова

В данной презентации Вы найдете  обучающие задания по данной теме, правила, задания на развитие речи и многое другое...

Технологическая карта урока русского языка в 1В классе. Тема: «Ударение» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока:  урок закрепления знаний.Цель урока: создать условия для закрепления и систематизации знаний обучающихся об ударении.Задачи урока: Закреплять знания об ударении, ударном и безударном с...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения пере...