Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема "Написание сходных в звучании слов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"
Цель: знакомство с написанием слов сходных по звучанию.
Задачи:
- формировать умение писать заглавную букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
-совершенствовать умение оформлять предложение на письме.
-развивать речь детей
-воспитывать умение общаться в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_napisanie_shodnyh_v_zvuchanii_slov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: Русский язык.
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Программа: ОС «Школа 2100»
Тема урока: Написание сходных в звучании слов.
Цель: знакомство с написанием слов сходных по звучанию.
Задачи:
- формировать умение писать заглавную букву в именах собственных, различать и объяснять написание сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
-совершенствовать умение оформлять предложение на письме.
-развивать речь детей
-воспитывать умение общаться в коллективе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируем УУД |
Цель: включение учащихся в учебную деятельность; организовывать планирование учебной деятельности на уроке.
| А)Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Коррекция настроения. - Погладьте себя по голове - Обнимите себя - Улыбнитесь друг другу -Повернитесь к гостям, подарите им улыбку -А теперь подарите улыбку мне. Надеюсь, ваше настроение улучшилось? Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Б) Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» Значит, мы сегодня открываем что-то новое. Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Вывешиваю карточки – условные знаки. В) Открываем тетради, записываем число, классная работа. -Подготовим руку для красивого письма. Пальчиковая гимнастика. -Проведём минутку чистописания. Написание какой буквы мы вспомним сегодня, вы должны угадать. Послушайте стихотворение. Дрожу от страха до сих пор!- Воскликнуло полено:- Похожа буква на топор! Расколет непременно! -О какой букве говорится в стихотворении? -Какие звуки обозначает эта буква? Дайте характеристику этим звукам. Показываю написание буквы Р,р. Показываю написание сочетания оро. А) Отгадывание загадок. -Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки в тетрадь в столбик, поставьте ударение, подчеркните опасные места. -Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (вывешиваю рисунок петуха) -Всех я за день навещу, Всё, что знаю, растрещу. (вывешиваю рисунок сороки) -Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков, Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (вывешиваю рисунок воробья) -Носит серенький жилет, Но у крыльев – чёрный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Кар-кар! Кар-кар!» (вывешиваю рисунок вороны) -Что общего в написанных словах? -Какое слово можно назвать «лишним»? Почему? -Какой частью речи являются эти слова? Докажите. -Проверьте, правильно ли вы написали словарные слова? Вывешиваю карточки со словами. Б) Образование имён собственных. -Образуйте от данных слов фамилии и напишите их рядом через тире. -Как написали образованные слова? Почему? -Какие ещё имена собственные вы знаете? | Приветствуют учителя, гостей, друг друга. Называют этапы работы. -Определяем основной вопрос урока - Открываем новые знания - Применяем новые знания -О букве Р. -Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный. -Звук[р,] – согласный, звонкий, мягкий, непарный. Пишут заглавную и строчную буквы по полстрочки. Пишут строчку сочетания оро. Пишут слова, ставят ударение, подчёркивают опасные места. Петух. Сорока. Воробей. Ворона. -Названия птиц, словарные слова. -Петух, это домашняя птица, безударная гласная буква е. -Слова- названия предметов, отвечают на вопрос кто? Самопроверка. Фронтальная работа: образуют слова, записывают самостоятельно в тетрадь. Петухов Сорокин Воробьёв Воронин -С большой буквы, т.к. фамилии – это имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы. -Имена, отчества людей, географические названия, клички животных) | Личностные УУД: развитие умения выражать свои эмоции Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу, проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике (условные знаки) Познавательные УУД: Обобщать и классифицировать по признакам |
Цель: организовывать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога. | Запись предложение под диктовку. -Запишите предложение У меня есть шарик. Просматриваю предложения, написанные учениками, и предлагает двум ученикам выйти с разным написанием слова шарик. -Никита, почему ты записал слово шарик с маленькой буквы? -Кто записал так же, как Никита? -Настя, почему ты записала слово Шарик с большой буквы? -Кто записал так же, как Настя? -Чем похожи слова? - А как мы их записали? -Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? -Какой возникает вопрос? | Дети пишут под диктовку предложение. Вызванные ученики записывают на доске. -Я думал о воздушном шарике. Поднимают руки те, кто записал так же, как Никита. -Я думала, что Шарик – кличка собаки. Поднимают руки те, кто записал так же, как Настя. -Одинаково звучат. - По-разному: одно слово с большой буквы, а другое с маленькой. -По-разному. -Как узнать, когда нужно писать заглавную букву, а когда маленькую букву? Или Как выбрать правильное написание? | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем |
Цель: организовать формулировку темы и цели урока. | -Какая будет тема сегодня? -Какую цель поставим? | -Написание сходных в звучании слов. -Научиться различать и объяснять написание большой и маленькой буквы в словах, которые одинаково звучат. | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | -Какой наш следующий шаг? -В русском языке часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Вывешиваю картинки с написанными словами: орёл и Орёл, тигр и Тигр, лев и Лев. -Объясните, с какой буквы написаны слова? Почему? -Ребята, как вы думаете, во время письма вы должны действовать по догадке или нужно рассуждать? -Я вам предлагаю поработать в группе и составить алгоритм рассуждения. Но сначала повторим правила работы в группе. Фронтальная проверка. Алгоритм вывешиваю на доске. | - Открытие нового знания. Объясняют, с какой буквы написаны слова и почему. орёл- название птицы Орёл – название города тигр – название животного Тигр – название реки Лев – мужское имя лев – название животного -Рассуждать. Правила работы в группе. -говори вежливо, называй собеседника по имени -говори чётко, понятно -если не понял, переспроси -не перебивай собеседника -внимательно слушай Дети работают в группе.
| Познавательные УУД: Добывать новые знания: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы в иллюстрации, используя свой жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение |
Физкультминутка. Если называю имя собственное – приседаете, если нарицательное – хлопок в ладоши. Елена, цветок, Волгоград, пальма, Тузик, Максим, река, озеро, Волга, Кокшага, продавец, Йошкар-Ола. | |||
Цель: организовать применения нового знания, выполнение самостоятельной работы, самооценку по алгоритму. | -Какой наш следующий шаг? Самостоятельная работа на карточках, двое учеников работают у доски. -У каждого из вас карточка с заданием. Прочитайте. Выполните его в тетрадь. Проверка работы у доски. -Какое слово помогло выбрать заглавную или маленькую букву? -Дайте самооценку своей работы (по алгоритму самооценки) -Ребята, а кто из вас допустил ошибки) -Какой совет мы дадим тем, кто ошибки допустил? | -Применяем новое знание. Вариант 1.Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок. В моём саду расцвела красивая … (роза, Роза).У … (серёжки, Серёжки) новый футбольный мяч. Вариант 2. Спиши предложения, вставляя вместо точек слово из скобок. Летом у нас гостила тётя … (роза, Роза). Весной на берёзе распустились … (серёжки, Серёжки). Дети, которые работали у доски, выполняют самооценку вслух, остальные в тетради. | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других: работать в паре Регулятивные УУД: Находить и исправлять ошибки самостоятельно; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Гимнастика для глаз. | |||
Творческая работа в парах. Выполняют Упр.158. -Прочитайте слова, которые даны в этом упражнении. -Выберите одну пару слов, составьте с ними 2 предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено слово. Запишите эти предложения в тетрадь. Проверка. | Работа в парах: составляют предложения, записывают в тетрадь. Одна пара читает предложения, остальные слушают и определяют, с какой буквы пишется слово. | ||
Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию собственной деятельности. | -Какой был основной вопрос урока? -Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? -Давайте вернёмся к нашим предложениям о шарике. Перестройте предложения так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. -Теперь послушайте предложения и выберите то, каким был для вас этот урок. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-то чуть-чуть неясно Ещё придётся потрудиться Да, трудно всё-таки учиться! Оценки за урок. | -Как узнать, когда нужно писать заглавную букву, а когда маленькую букву? Или Как выбрать правильное написание? -Предложение, из которого будет понятно значение слова. Дети добавляют в предложения слова. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. Когда учитель читает второй раз, дети поднимают руки, с каким предложением они согласны. | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: Осознавать роль языка и речи в жизни людей |
| -Используя три любые пары слов из упр.158 составьте и запишите по два предложения. | Слушают задание. | Коммуникативные УУД. Слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"
Тип урока - «открытие» нового знания; использование технологии проблемного обучения....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...