Взаимодействие школы и библиотеки как способ реализации внеурочной деятельности
статья (4 класс)

Истомина Елена Васильевна

Если хотим, чтобы наши дети были читающими, надо чаще  посещать библиотеку. Начиная с детского сада, мама должна приводить ребёнка в библиотеку, рассматривать с ним  книги с яркими красочными рисунками. А учителю начальных классов просто необходимо как можно чаще приводить детей в библиотеку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие  школы и библиотеки - как способ внеурочной деятельности.

           Реализация замыслов ФГОС общего образования предусматривает активную деятельность библиотек для совместного со школами решения проблем по внедрению ФГОС.

          Согласно ФГОС, школа переходит на деятельность в формате полного дня. Это означает, что учащиеся находятся в образовательном учреждении в течение всего дня и все виды образовательной деятельности – учебной и внеурочной – осуществляются именно в этих условиях.

         Это открывает дополнительные возможности для более активного включения публичных библиотек в образовательный процесс для оказания реальной помощи образовательным учреждениям.

         У школы  и библиотеки единые задачи: воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально – экономической обстановке. Наша общая цель – создание условий для качественной информационной поддержки  учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению.

         Взаимовыгодное сотрудничество школы с библиотекой( как в стенах школы, так и за ее пределами), согласно новым ФГОС развивается в следующих направлениях:

1.Информационно – методического обеспечение образовательного процесса в аспектах, прописанных в стандартах.

2.Развитие информационной грамотности учащихся.

3.Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных  образовательных траекторий учащихся.

      Какова же основная цель внеурочной деятельности?

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.

        Библиотека является идеальной территорией для сотрудничества учителей и библиотекарей, чтобы с совместными усилиями научить ребенка самостоятельно искать, добывать, перерабатывать, критически подходить к полученной информации, делать собственные выводы.

       Детей приучать к чтению нужно с раннего детства, тогда они с радостью становятся постоянными пользователями библиотек. Ребенок всегда будет знать, чем себя занять, а значит, дикий образ уличного воспитания его заденет в старшем возрасте, и многому он сможет противостоять. Поэтому перед учителем начальных классов встает задача не просто привлечь ребенка в библиотеку, но и способствовать развитию  его культуры чтения, чтобы полученные знания и общее развитие  маленького читателя происходило через хорошую книгу.

      В 1 классе  я провела опрос, задавала такие вопросы :

  1. Нравится ли тебе посещать детскую библиотеку?

Хотелось бы тебе туда записаться?

15 человек (75%) нет

5 человек (25%) да

Убедив детей  в нужности посещать библиотеку, договорилась  с библиотекарем, и мы стали 1 раз в неделю посещать  районную детскую библиотеку всем классом.

В конце года  задаю такие  же вопросы, дети отвечают так :17 – любят посещать РБ,   а 3 – не любят посещать детскую библиотеку.

          В 1 - 2 классе изучали  раздел  «Что за прелесть эти сказки!». Библиотечные уроки проходили в разной форме : чтение сказок, слушание сказок, викторина, драматизация, мастер- класс, выставка рисунков , брейн – ринг ( игра между двумя командами в ответы на вопросы), вечер сказочного настроения( посвящается сказкам, сопровождается чтением сказок всеми  присутствующими),путешествия, книжные выставки, встречи с писателями, «завалинка»( посиделки на народные фольклорные темы),  конкурс рисунков, игра – представление ( совмещающее в себе игру и театральное представление) . В таких  мероприятиях дети  - активные участники занятия.

         В 3-4 классе - дети изучают «Край наш северный», раздел краеведения, в форме путешествия по карте Архангельской области,  выставок рисунков мезенской росписи, практической работы по плетению корзинки, викторины, презентаций, диспутов по  экологическим проблемам, выставок поделок, чтение  и слушание интересной информации, чтение произведений северных писателей, обзоры книг, «реклама новой книги»; использовались тестовые технологии, которые активизировали интересы учащихся, стимулировали учащихся к более внимательному чтению книг.

        Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело: защищаем его душу, питаем ум и сердце, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой  самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы  сложных ситуациях он не оказался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация внеурочной деятельности в сельской школе

Трудности, проблемы и первые результаты внеурочной деятельности за 2011-2012гг...

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

"Школа полного дня, как способ организации внеурочной деятельности в младших классах»

«Школа полного дня – это не удлиненное времяпребывания ученика в школе, а насыщенная интересными делами жизнь».            Общая структура Ш...