Реализация внеурочной деятельности в сельской школе
материал по теме

Буслова Ольга Владимировна

 Трудности, проблемы и первые результаты внеурочной деятельности за 2011-2012гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО в сельской школе: результаты, жизнеспособность и эффективность.

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 6 с. Гофицкое

Буслова Ольга Владимировна

2012 год

Сельские школы… Как много их в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. В ней – память лет и слитки знаний. Не соглашаюсь с пессимизмом  высказываний: «Нет школы в деревне теперь!», «Зачем деревенская школа стране, где «реформы» идут?». Поделюсь позитивным  опытом и  озвучу некоторые проблемы организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО в нашей сельской школе, школе со своим неповторимым миром, историей, и культурой.

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной деятельности младших школьников. Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Переход работы на ФГОС потребовал от нас создания методических конструкторов:
• формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
• реализация концепции духовно—нравственного развития младшего школьника.

           Мы отработали механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- разработали рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладели методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

- эффективно использовали имеющиеся в школе  учебно-методическую и материально-техническую базы, информационные ресурсы, методический потенциал;

- учитель получил возможность раскрыть свой творческий потенциал, сумел реализовать свои возможности, учил детей тому, чем владел сам;                  сформировалось тесное педагогическое (методическое) сообщество учителей – единомышленников.

Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО рассматриваем как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, в результате чего произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации младших школьников в условиях сельского социума.

Заинтересованность школы во введении внеурочной деятельности объясняется не только    включением   ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Как же организована внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении? Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать  перед образовательным учреждением ряд проблем:

  1. Внеурочная деятельность включена в учебный план ООП НОО, но в учебный план школы она не входит, поэтому ОУ приходится самостоятельно изыскивать финансовые возможности для оплаты труда педагогов, ведущих внеурочную деятельность.

       2. Вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами. Мероприятия проводятся во второй половине дня, однако образовательное  учреждение не имеет свободных помещений для организации внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности обучающихся не можем  использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей в силу их отсутствия на селе, организаций культуры и спорта. В условиях сельской местности практически нет учреждений социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей.  В селе имеется лишь Дом Культуры,  библиотека и музей.  Большую часть мероприятий нам приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа,  по сути является единственным культурным центром села.

      Для начала проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы,  ведь необходимо изменение  менталитета учителя, умение мыслить и действовать по – новому, преодолевая сложившиеся представления и стереотипы. Потребовалась большая разъяснительная работа с родителями, позиция основной массы которых "одет и накормлен", о преобразованиях, которые идут в школу вместе с ФГОС. С целью мотивации провели ярмарку образовательных услуг с наглядной демонстрацией программ, образовательных продуктов, опыта кружковой работы школы предыдущих лет, провели по Тропе Достижений наших учащихся на творческих конкурсах. Выдали родителям памятки «ФГОС НОО, его актуальность для системы образования».  На основе полученной информации родители вместе с детьми определили направления внеурочной деятельности.  

Характерной возрастной особенностью младших школьников является сменность видов деятельности, непостоянство интересов. Поэтому на первоначальном этапе была представлена возможность миграции детей  в соответствии с интересами учащихся (она составила 17%). Это очень важно, т.к. связано с педагогической  нагрузкой учителя, поэтому при тарификации первоначально часы выставляются в вакансию, а когда интересы обозначились более стабильно - часы тарифицируются. Это один из аспектов управленческой деятельности.  

В работе использовались  программы внеурочной деятельности, утвержденные министерством образования РФ, примерные программы внеурочной деятельности, утверждённые СКИРО ПК и ПРО (сборник ), авторские программы, разработанные учителями нашей школы Калашниковой М.А. «Ступеньки к успеху», Беловицкой Е.А. «Школа красоты и грации».

Внеурочную деятельность осуществляли в основном учителя, работающие в этих классах (до 8ч), другие  педагоги. В этом были свои «+» и «-»:

«+» - учитель хорошо знает психологические особенности, возможности учащихся, умело управляет классом, успешно реализуются организационные вопросы (привел-увел-передал); 

«-» -в течение дня ребёнок видит и общается  практически с одним взрослым, отсюда утомление ребёнка, некоторая психологическая напряженность, поэтому важно предоставить ребёнку возможность отдохнуть, побыть наедине с самим собой;

Направления внеурочной деятельности рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 1-ых  классах нашей школы организована  следующим образом:

Направление

Название программы

Часы

Спортивно-

оздоровительное

Программа  «Подвижные игры»

1

Общекультурное

Программы: «Риторика» «Школа красоты и грации»

2

Духовно-нравственное

Программа  «Край, в котором я живу»

2

Общеинтеллектульное

Программы: «Введение в мир профессий»

«Наглядная геометрия»

2

Социальное

Программы: «Ступеньки к успеху»

Программа «Росток»

3

Для реализации в школе направлений внеурочной деятельности использовались доступные  виды деятельности младших школьников: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, исследовательская. Внеурочная деятельность представлена, прежде всего, организацией ключевых школьных дел, охватывающих всех детей и представляющих возможность старшим учащимся участвовать на этапе подготовки и проведения этих дел, младшим школьникам стать активными участниками. Кроме того,  первоклассники по желанию могут посещать разновозрастные кружки.

Внеурочная работа реализовывалась  за счёт часов кружковой работы, которые посещали все учащиеся класса.

Режим работы строился по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а потом приступают к занятиям. При организации 2-хразового питания значительно увеличилась родительская плата, социальный статус семей на селе низкий, заработная плата минимальная, рабочие места отсутствуют -это еще одна из проблем.

При организации внеурочной деятельности мы придерживались следующих принципов:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;        

- опора на традиции и богатый положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свобода выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к реализации внеурочной деятельности, 50 % занятий проводилось в классе, а 50 % за его пределами. Это экскурсии в музей, в парк, к водоему, по улицам села, занятия в спортивном зале, площадке, общественно-полезный труд на территории школы, пришкольном участке, шефство…, т. е. максимально используется подвижный способ организации занятий. Ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” в соответствие со своей шкалой ценностей.

В работе используем диагностический инструментарий:

- входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников;

- анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся;

- тематические листы-вкладыши в портфолио учащихся.

Методы оценки процесса и результата:

теоретические (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, моделирование);

эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.)

математические (ранжирование, статистическая обработка данных и др.).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде). Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия (для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде).

По результатам психолого - педагогической  диагностики на конец учебного года достигнуты следующие результаты развития УУД:

коммуникативные УУД-81%

личностные УУД-72%

общеучебные УУД-72%

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся стал портфолио, поэтому возросла мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаний, умений, навыков; развитие самостоятельности и активности в оценке деятельности обучающихся.

Результаты анкетирования  показали, что 95% учителей школы и 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в школе имел возможность

заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. Интересное

дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чём

смысл нашей внеурочной деятельности.

Модель организации внеурочной работы дает желаемые результаты и демонстрирует свою жизнеспособность и эффективность.

Мы, современные учителя должны понять, что процесс обучения должен обеспечивать  самореализацию обучающихся. Только в этом случае можно рассчитывать на эффективную работу педагога по  новым Стандартам, только тогда зеркало стандарта не станет для нас кривым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".

"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность....

Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.

Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...

КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я»....

«Реализация внеурочной деятельности в начальной школе».

laquo;Реализация внеурочной деятельности в начальной школе»....