РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пляшева Л.И.
Учитель МБОУ «СОШ №25 имени 70-летия нефти Татарстана» г. Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстана
В последнее время возникает много споров о том, что же такое на самом деле внеурочная деятельность? Какие условия необходимо создать, чтобы внеурочная деятельность действительно стала частью основной образовательной программы и обеспечивала достижение новых образовательных результатов? Каждая школа самостоятельно ищет ответы на эти и другие вопросы.
Одна из проблем, это то, какие кружки относятся к дополнительному образования, а какие к внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является обязательной; является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Она организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Реализация же дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным; направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [1].
Второе, это как можно организовать внеурочную деятельность в школе. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта [2]. При наличие материально-технической и кадровой базы можно использовать внутришкольную модель внеурочной деятельности.
Остановимся на внутришкольной модели подробнее. Наша школа имеет все условия для ее реализации и работает в режиме «Школа полного дня».
Внеурочная деятельность, реализуются во второй половине дня учителями-предметниками, воспитателями ГПД и педагогами дополнительного образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и направлен на достижение предметных, личностных, метапредметрных результатов. Выбор занятий у учащихся и их родителей достаточно большой. Рассмотрим на примерах.
Общеинтеллектуальное направление. Кружки данного направления организованы с целью отработки, расширения, углубления знаний и их практического использования, т.е. формирования предметных и метапредметных умений. Кружки «Секреты речи», «Юный грамотей» и т.п. позволяют изучить материал начальной школы в полном объеме. Проблема в том, что для реализации национального компонента введен предмет «Татарский язык», часы русского языка сокращены. Кружок «Занимательный английский» ведется в первых классах как подготовительных курс для последующего успешного обучения по данному предмету. «Математический гений», «Логика» направлены на углубление школьного материала, развитие логического мышления. «Клуб путешественников», «Уникум» выбирают те учителя, которые желают расширить границы урока по различным предметам. Данные программы выбраны из тех, что предложены коллегами в педагогических сообществах и скорректированы по конкретный класс. Программа кружка «Читаем и думаем» разработана в прошлом году учителями четвертых классов нашей школы с целью системной работы по формированию читательской грамотности, т.е. овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Занятия кружка «Учимся думать смело», разработаны учителем начальных классов и писателем Светланой Гин, направлены на формирование универсальных учебных действий в рамках предметов русского языка и литературного чтения. Презентации данного кружка была сделала лично автором на Международном фестивале учителей в г. Елабуга и нашла отклик у наших учителей. В рамках реализации требований ФГОС Министерство образования и науки Республики Татарстан в 2016/2017 году начало экспериментальное преподавание курса «Мир информатики» для учащихся 3-х классов. Данный курс также преподается в рамках внеурочной деятельности и обеспечивает первоначальные представления о компьютерной грамотности. Также большое значение уделяется занятиям кружка «Олимпиадное движение».
Спортивно-оздоровительное направление. Наличие бассейна в школе дает возможность реализовать третий часть физкультуры как урок «Плавание», а секция «Водолаз» позволяют улучшить изученную на уроках технику плавания. С этой же целью организованны секции «Футбол», «Легкая атлетика» позволяющие не только отработать технику игры в футбол, ходьбы на лыжах, но и подготовить лучших учащихся к соревнованиям.
Социальное направление. Занятия отряда иных инспекторов движения проводятся в специально оборудованном кабинете. Данная группа учащихся совместно с руководителем организует просветительские и практические занятия для всей начальной школы, участвует в тематических акциях. Аналогичную работу ведет и отряд юных пожарных, курируемый инспектором МЧС, являющимся нашим родителем. Кружок способствует формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, коммуникативных УУД.
Общекультурное направление. Цель творческих кружков «Татарский театр», «Татарские народные танцы», «Татарский вокальный ансамбль» - осознание своей этнической и национальной принадлежности (требование к личностным результатам) [2].
Общекультурное направление. Внеурочная деятельность включается в себя организацию тематических выставок, праздников и т.п. С этой целью организованы кружки «Хоровое пение», «Ритмика и танец», мастерские - «Лепка из соленого теста», «Квиллинг», «Волшебный пластилин» и др. В ходе работы в данном направлении учащиеся учатся определять общие цели и пути их достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Учет охвата учащихся внеурочной деятельностью показывает, что данные занятия востребованные. Для отслеживания результативности внеурочной деятельности проводятся научно-практические конференции «Открытие», выставки, игры, викторины, акции, концерты. Школьным психологом совместно с учителями ведется мониторинг уровня сформированности универсальных учебных навыков. При необходимости в работу вносятся поправки и изменения.
Это наше видение организации внеурочной деятельности учащихся. Начатая работа в начальной школе имеет продолжение в среднем звене. Напомним, что целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов. Думаем, что мы на правильном пути.
Литература
- «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015г. №09-3564 [Электронный ресурс]. URL: https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/2381906/
- Приказ МО и Н РФ от 6 октября 2009 г. N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введение ФГОС НОО» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе".
"Реализация внеурочной деятельности в начальной школе"....
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность....
Современные подходы к реализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Тема: Современные подходы к реализации внеурочной деятельностив начальной школе.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основна...
КРУЖОК «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объектив...
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я»....
«Реализация внеурочной деятельности в начальной школе».
laquo;Реализация внеурочной деятельности в начальной школе»....
Использование средств музейной педагогики в рамках реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС .
В соответствии новым стандартом на этапе начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравст...