Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»
рабочая программа (2 класс)
Программа модифицированного вида «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования и авторской программы «Я – исследователь» А.И.Савенкова.
Курс введен за счет часов вариативной части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
- Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Практическая значимость программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Связь с существующими по данному направлению программами. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Новизна: программа модифицированного вида «Юный исследователь» для начальной школы - это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Он научит ребёнка видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
- Целью программы является формирование первоначальных представлений учащихся начальной школы об исследовательской деятельности, освоение умений ее организовывать в урочной и внеурочной работе.
Достигнуть данной цели можно через решение следующих задач:
- Раскрыть сущность исследовательской деятельности и ее организации через освоение детьми следующих этапов: выбор темы исследования, постановка цели, определение задач, выдвижение гипотезы, определение методов исследования, сбор материала, анализ и обобщение собранного материала, выводы;
- Формировать умения учащихся начальных классов в проведении исследовательской работы и интерпретации ее результатов при помощи различных средств коммуникаций: культура речи, опыт публичного выступления, применение информационных технологий;
- Познакомить учащихся с основными методами исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью, социологический опрос.
- Развивать познавательные процессы и мыслительные операции учащихся;
- Способствовать развитию познавательной активности, личностному росту младших школьников.
- Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_2_v.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
Направление «Общекультурное»
Класс: 2 «В»
Учитель: Пикова М.Н., высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ№10»
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа модифицированного вида «Юный исследователь» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования и авторской программы «Я – исследователь» А.И.Савенкова.
Курс введен за счет часов вариативной части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
- Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Практическая значимость программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Связь с существующими по данному направлению программами. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Новизна: программа модифицированного вида «Юный исследователь» для начальной школы - это инновационный курс, который помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Он научит ребёнка видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
- Целью программы является формирование первоначальных представлений учащихся начальной школы об исследовательской деятельности, освоение умений ее организовывать в урочной и внеурочной работе.
Достигнуть данной цели можно через решение следующих задач:
- Раскрыть сущность исследовательской деятельности и ее организации через освоение детьми следующих этапов: выбор темы исследования, постановка цели, определение задач, выдвижение гипотезы, определение методов исследования, сбор материала, анализ и обобщение собранного материала, выводы;
- Формировать умения учащихся начальных классов в проведении исследовательской работы и интерпретации ее результатов при помощи различных средств коммуникаций: культура речи, опыт публичного выступления, применение информационных технологий;
- Познакомить учащихся с основными методами исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью, социологический опрос.
- Развивать познавательные процессы и мыслительные операции учащихся;
- Способствовать развитию познавательной активности, личностному росту младших школьников.
- Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Режим занятий. Программа реализуется за счет вариативных часов учебного плана и рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет : за четыре года - 135 часов, из которых 77 аудиторных занятий и 44 внеаудиторных.
Занятия проводятся с периодичностью 1 час в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Количество учащихся в группе составляет не более 15 человек.
- Уровень результатов работы по программе:
Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: организация соревнований, выставок, конкурсов, участие детей в учебно- исследовательских проектах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Общееколичество часов. | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий | ||
По плану | Фактически | |||||||
1. | 06.09 | 06.09 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | 1 | ||
2. | 13.09 | 13.09 | Как задавать вопросы? Банк идей. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | 1 | ||
3. | 20.09 | 20.09 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 1 | 1 | |||
4. | 27.09 | 27.09 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | 1 | |||
5. | 04.10 | 04.10 | Тема, предмет, объект исследования. | 1 | 1 | |||
6. | 11.10 | 11.10 | Цели и задачи исследования. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | 1 | ||
7. | 18.10 | 18.10 | Цели и задачи исследования. | 1 | 1 | |||
8. | 25.10 | 25.10 | Учимся выделять гипотезы. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1 | 1 | ||
9. | 08.11 | 08.11 | Учимся выделять гипотезы. | 1 | 1 | |||
10. | 15.11 | 15.11 | Организация исследования. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | 1 | 1 | ||
11. | 22.11 | 22.11 | Организация исследования. | 1 | 1 | |||
12. | 29.11 | 29.11 | Организация исследования. | 1 | 1 | |||
13. | 06.12 | 06.12 | Организация исследования. | 1 | 1 | |||
14. | 13.12 | 13.12 | Наблюдение и наблюдательность. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | 1 | ||
15. | 20.12 | 20.12 | Наблюдение и наблюдательность. | 1 | 1 | |||
16. | 10.01 | 10.01 | 10.01 | 1 | 1 | |||
17. | 17.01 | 17.01 | 17.01 | 1 | 1 | |||
18. | 24.01 | 24.01 | 24.01 | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | 1 | 1 | ||
19. | 31.01 | 31.01 | 31.01 | 1 | 1 | |||
20. | 07.02 | 07.02 | 07.02 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 1 | 1 | ||
21. | 14.02 | 14.02 | 14.02 | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | 1 | ||
22. | 21.02 | 21.02 | 21.02 | 1 | 1 | |||
23. | 28.02 | 28.02 | Что такое эксперимент. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | 1 | ||
24. | 07.03 | 07.03 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 1 | 1 | ||
25. | 14.03 | 14.03 | Сбор материала для исследования. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | 1 | 1 | ||
26. | 28.03 | 28.03 | Сбор материала для исследования. | 1 | 1 | |||
27. | 04.04 | 04.04 | Сбор материала для исследования. | 1 | 1 | |||
28. | 11.04 | 11.04 | Обобщение полученных данных. | 1 | 1 | |||
29. | 18.04 | 18.04 | Обобщение полученных данных | 1 | 1 | |||
30. | 25.04 | 25.04 | Как подготовить результат исследования. | 1 | 1 | |||
31. | 02.05 | 02.05 | Как подготовить сообщение. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | 1 | ||
32. | 16.05 | 16.05 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 1 | 1 | |||
33. | 16.05 | УДЕ – 2 часа за 9.05 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | |||
34. | 23.05 | 23.05 | Подведение итогов. Защита. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1 | 1 |
Содержание программы
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема 31. Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема33. Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема 34. Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально техническое:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран
- Доска сенсорная, интерактивная
- Компьютер персональный для учителя.
- Многофункциональное устройство.
Ожидаемые результаты освоения программы
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Учащиеся научатся:
- основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- определению цели, объекта и гипотезы исследования;
- работать с основными источниками информации;
- правилам оформления списка использованной литературы;
- способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- работать с источниками информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся получат возможность научится:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
Прогнозируемый результат:
- устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков;
- увеличение уровня владения знаниями в различных предметных областях.
Требования к уровню знаний, умений и навыков.
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Список литературы
- А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: «Учебная литература», 2007.
- А.И. Савенков Психология исследовательского обучения. – Самара: «Учебная литература», 2007.
- Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук Психологические аспекты проектной деятельности. Программы, конспекты занятий с учащимися. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- М.Ю. Шатилова, Н.И. Селезнева, Н.И. Ильина Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. - Волгоград: «Учитель», 2011.
- Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова Учусь создавать проекты: методическое пособие для 1,2 класса. – Москва: «РОСТ», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учитьс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Программа “Проектная деятельность” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы , мето...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные исследователи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектно-исследовательская работа)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...