Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

 

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Актуальность. В современной начальной школе необходимо развить проектное мышление у учащихся, так как для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

   Мы решили этим заняться еще потому, что данная проблема:

отвечает современным требованиям времени;

 формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения;

приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе;

развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе.

Проектная деятельность ориентирует учебный процесс  на решение учащимися  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Проектная деятельность с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Отличительные черты проектной деятельности:

Исходный пункт обучения - детские интересы сегодняшнего дня…

Реализация принципа самодеятельности и от всего «сердца» производимой работы ученика.

Это слияние теории и практики.

Специфика проектной деятельности.

Педагогический процесс,  накладывающейся на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Практическое целенаправленное действие открывающего возможности формирования собственного жизненного опыта.

Педагогическая технология, актуализирующая субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Основные этапы:

Целеполагание

Разработка проекта

Выполнение проекта.

Подведение итогов.

Цели проектной деятельности:

формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;

развитие моторики;

развитие психических процессов;

развитие личности младшего школьника;

воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Задачи:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

способности чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

     3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремлённости и настойчивости;

формирование организации рабочего пространства и рационального использование рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, сотрудничество;

формировать самостоятельно и совместно принимать решения.

    4. Формировать умения решать творческие задачи.

    5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

     Принципы:

научность,

наглядность,

доступность,

связь с жизнью,

проблемность.

Типология проектов

По количеству участников

По продолжительности

По типу деятельности

По количеству предметов

1.Личностные.

1.Краткосрочные.

1.Творческий

1.Монопроектный.

2.Парные.

2.Средней продолжительности.

2.Исследователь-ский.

2.Межпредметный проект.

3.Долгосрочные.

3.Ролевоигровой.

4.Практикоориен-тированный.

5.Информацион-ный.

Типология проектов

По форме:

Исследовательские

Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной                 структуры работы, её целей и задач, методов исследования;

Творческие

Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.

Игровые, приключенческие

Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта. Результатами проекта являются спектакль, сцены, раскрывающие социальные или деловые отношения, ролевые игры.

Информационные

Представляют собой обобщённый информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.

Практико-ориентированные.

Содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся. ориентированный на социальные запросы его участников.

По предметной области:

Литературные

 Исследуется творчество писателей, сопоставляются различные точки зрения на                                     литературные произведения, жанровые сочинения, собственные литературные произведения.

Естественнонаучные

 Исследуется чётко обозначенная проблема конкретного естественнонаучного направления.

Экологические

Исследуются проблемы, затрагивающие экологию местности, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний.

Лингвистические

Затрагивают проблемы изучения русского и иностранных языков.

Культурологические

Связаны с историей, культурой, искусством и традициями народов разных стран.

Спортивные

Раскрывают историю и развитие отдельных видов спорта, спортивных соревнований, состязаний, исследуют олимпийское движение.

Географические

Связаны с организацией и проведением экспедиций. Раскрывают практическое значение географических открытий.

Исторические

В них исследуются исторические проблемы и факты, прогнозируется развитие политических событий, анализируется прошлое.

Обществоведческие

Исследуется чётко обозначенная проблема конкретного обществоведческого направления.

Музыкальные

Исследуются любые аспекты музыкальной жизни различных стран.

По количеству:

индивидуальный

групповой

коллективный.

По содержательным областям:

монопроект

мегапроект

межпредметный.

Критерии оценки:

Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

Качество изделия, его оригинальность.

Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

Качество и полнота в оформлении записей.

Критерии оценивания защиты проектов:

Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Содержание   проекта.

1. Направление – «Интеллект».

Определение круга реальных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития.

Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.

Сохранение любопытства и информационной ненасыщенности.

2.Направление – «Нравственность».

Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания;

Развитие у учащихся желание поступать сообразно полученным    

     нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

3.Направление – «Здоровье».

Формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме  

      сохранения и защиты собственного здоровья.

Формирование у учащихся умений саморегуляции и    

      самовоспитания.

4. Направление – «Гражданин».

Обучение решению задач, связанных с нормами права и  

         проблемами морального саморазвития.

Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и  

      ответственного самоопределения в сфере правовых отношений

       с обществом.

Формирование гуманистического мировоззрения, способного

       к осознанию своих прав и прав других людей, способности

       к саморазвитию.

5.Направление – «Общение».

Знакомство учащихся с традициями и обычаями общения  

       различных поколений.

Формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-

       ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

Создание в классном коллективе одинаковых условий для общения

                       всех учащихся класса.

Обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении.

6.Направление – «Досуг».

Создание условий для равного проявления учащимися класса

        своих индивидуальных способностей во внеурочной

         деятельности.

Использование активных и нестандартных форм  внеклассной

        деятельности учащихся, отвечающих их интересам и              

        возможностям.

Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие

        достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие  

        неудачи.

Использование досуговой  деятельности как средства развития

        эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

7.Направление – «Семья».

Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей.

Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы:

Педагогика сотрудничества

Развивающее обучение

Технология деятельностного метода

Проблемное обучение

Эвристическое обучение

Активное обучение

Эмоционально-смысловой подход

Компьютерные технологии обучения

Разноуровневое обучение

Метод проектов

Игровые технологии.

Ожидаемые результаты.

Качества личности, которые необходимо сформировать у учеников:

самопознание себя как личность;

управление самим собой;

интерес к самому к себе;

желание действовать и совершать поступки;

эмоциональная устойчивость;

любознательность и вовлечение в деятельность;

уважение чужого мнения.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Даты проведения

План.

Факт.

1.

Здравствуй, школа. Я живу в России

1

2.

День здоровья.

1

3.

Работа над проектом – «Правила поведения в школе».

1

4.

Музей Игрушки

1

5.

Презентация – наш класс, символика класса.

1

6.

Моё имя.

1

7.

«Мои родные» - выставка рисунков.

1

8.

Составление копилки – знаменательные даты моей семьи.

1

9.

Я сам.

1

10.

Разработка проекта «Путешествие в осеннее  царство».

1

11.

«Путешествие в осеннее царство» – праздник ко дню именинника.

1

12.

Наши впечатления.

1

13.

Стенгазета.

1

14.

Загадки – книжка – раскладушка.

1

15.

Композиция «Здравствуй, Новый год!»  

1

16.

Композиция «Здравствуй, Новый год!»  Выставка работ на тему Новый год».

1

17.

Как я встречал(а) Новый год.

1

18.

Вылепи из снега сказочных героев – конкурс –игра на улице.

1

19.

Красавица зима – праздник ко дню именинника.

1

20.

Фотоальбом «Я и мой город».

1

21.

Моя необычная азбука.

1

22.

Открытка для папы

1

23.

Наши достижения.

1

24.

Открытка для мамы

1

25.

Моя планета.

1

26.

Составляем поздравительную открытку ко дню рождения.

1

27.

Я горжусь своей Родиной.

1

28.

Многообразие природы.

1

29.

Наши впечатления.

1

30.

Весёлая ярмарка – выставка детских работ за год по керамике.

1

31.

Весна – красна – праздник ко дню рождения.

1

32.

Мир глазами детей.

1

33.

Здравствуй, лето! – рисунки на асфальте.

1

34.

Здравствуй, лето! – рисунки на асфальте.

1

Программа создана с учётом особенностей и возможностей конкретного класса. В классе 26 человек. Все дети имеют хороший уровень подготовки, мотивированны и готовы к обучению в школе. Успешно освоили программу 1 класса.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.

Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Б. Воронцова. Москва «Просвещение» 2010.

Журнал «В помощь учителю», № 4, г. Москва, 2008г.

Научно-методический журнал «Школа и производство», №4, г. Москва, 2009 г.

Научно-методический журнал «Школа и производство», №2, г Москва, 2008 г.

Дьюи Дж, авт. Карачев А.А.  , Каплин  Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии,

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях по проектной деятельности, относятся:

DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию к проектной деятельности, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности

Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm

http://stranamasterov.ru/ 

 www.readabout.info 

http://vip-samodelki.ru 

http://spicami.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...