Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность:
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Направленность:
Программа «Юный исследователь» эколого-биологической, учебно-познавательной, краеведческой, исследовательской, общеинтеллектуальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 4 класса. Количество часов - 68 учебных часа в год.
Цель программы «Юный исследователь» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
формирование интереса к изучению природы родного края; воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углубление знаний о родном крае; изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы; формирование представлений о природных сообществах Балезинского района; участие в экологических конкурсах по плану ЦДТ.
Особенности программы:
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов, участие в районных экологических конкурсах.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и исследовательскую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
К какой образовательной области относится:
Программа дополняет программу окружающего мира.
Режим занятий: один раз в неделю 1 час 20 мин.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
, умениям: ∙ вести устный диалог на заданную тему; ∙ участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; ∙ участвовать в работе конференций, чтений.
Средства обучения:
-наглядные пособия:
- натуральные живые объекты – комнатные растения, домашние животные, растения и животные в природе.
- гербарии, коллекции насекомых, влажные препараты, чучела и скелеты, микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- географические карты
-технические средства:
1. компьютер, медиапроектор, цифровая камера.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела, занятия | Содержание | Ожидаемые результаты |
Введение (1 час) | |||
1 | Знакомство | Цели, задачи, планы юных исследователей | Знание направления деятельности. |
Конкурсы – возможность реализовать творческий потенциал. (11 часов) | |||
2-4 | Конкурсы ЦДТ | План экологической работы ЦДТ на 2014-15 учебный год: Районный творческий конкурс «Мой питомец и я» (фотография, видео, сочинение, рассказ); Районный конкурс юных орнитологов «Крылатые снимки»; Республиканский конкурс “Моя малая Родина: природа, культура, этнос”; Акция по подкормке зимующих птиц “Кормушка”; Районный творческий конкурс «Цветочное настроение»; Республиканский форум «Зеленая планета»; Республиканский конкурс детского творчества “Зеркало природы”; Акция первоцвет. Районный конкурс детского творчества «Нежный весенний цветок»; Международный день птиц. Акция по изготовлению искусственных гнездовий: “Привет, скворец!”; Районный конкурс-выставка детского творчества «Внучка Деда Мороза» (с использованием природного материала) | Выбор конкурсов, в которых учащиеся могли бы принять участие |
5-6 | Подборка материалов для участия в конкурсах. | Фотографии, рисунки, коллажи, изготовление кормушек, скворечников, сочинение рассказов, сказок, стихов. | Умение выбирать творческие конкурсы по своим возможностям. |
7-8 | Экскурсия «Природа родного края» | Красота осеннего пейзажа. Фотографирование. Сбор природного материала для поделок. | Умение видеть красоту родного края, подбирать материал для участия в конкурсах. |
9-10 | Акция «Посади дерево» | Закладка школьного сада. | Уметь садить плодовые деревья и кустарники. |
11-12 | Конкурс презентаций. | Коллективное участие в конкурсе презентаций по акции «Посади дерево» | Умение выдвигать свои идеи. |
Юбилей родного села (14 часов) | |||
13 | Моему селу 400 лет! | Юбилей села. Исторические сведения о развитии села Балезино. | Знание истории села. |
14 | Село сегодня. | Предприятия села. История их образования. | Знание современного села. |
15-16 | Экскурсия в краеведческий музей п. Балезино. | Достопримечательности села Балезино. | Знание достопримечательностей |
17 | Экскурсия «Хорошо ли я знаю свой населенный пункт» | История села | Умение задавать вопросы, знание правил посещения музеев. |
18 | Односельчане. | Ветераны Великой Отечественной войны, труда, знаменитые люди села. Викторина. | Знание ветеранов, сочинение рассказов о своих родственниках. |
19 | Растения села. | Древесные и травянистые растения, произрастающие на территории села и его окрестностях. Конкурс фотографий цветов. | Знание древесной и травянистой растительности. |
20 | Лесные звери. | Лесные звери, обитающие в окрестностях села. | Знание представителей зверей |
21 | Птицы моего двора | Птицы, обитающие рядом с жилищем человека. Подкормка птиц, изготовление искусственных гнездовий. | Узнавание распространенных в селе видов птиц. Уметь изготовлять кормушки. |
22 | Птицы леса | Птицы в лесу, их роль в жизни леса. Стихи и рассказы о птицах. | Проба пера. |
23 | Рыбы водоемов села. | Разнообразие рыб местных водоемов. Рыбалка. | Определение рыб |
24 | Насекомые. | Разнообразие насекомых, их роль: полезные, опасные, вредные насекомые. | Определение насекомых по определителю. |
25 | Роль живых организмов в жизни людей | Домашние, промысловые животные. Лесные богатства. Растения – кормильцы. Стихи и рассказы о домашних питомцах. | Проба пера. |
26 | Редкие растения и животные | Краснокнижные растения и животные рядом с нами. Интеллектуальная игра. | Узнавание редких видов растений и животных. |
Проектная деятельность. (42 часа) | |||
27 | Что такое исследование? | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя | Имеет представление об исследовательской работе. |
28 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». | Значимость исследовательской деятельности. |
29-30 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии | Умеет выявлять проблему. |
31-32 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». | Умеет формулировать тему. |
33 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. | Умеет находить единомышленников. |
34-35 | Какими могут быть проекты? | Знакомство с видами проектов. Работа в группах | Знает виды проектов, умеет работать в коллективе. |
36-37 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. | Умеет ставить цель, задачи, выдвигать гипотезы. |
38 | Предмет и объект исследования. | Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. | Определяет предмет и объект исследования. |
39-40 | Планирование работы | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». | Составляет план работы. |
41-42 | Знакомство с методами и предметами исследования. | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. | Знает методы исследования |
43 | Наблюдение | Наблюдение метод познания природы. | Развитие наблюдательности |
44 | Экспериментирование | Эксперимент как форма познания мира. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. | Может работать с микроскопом, лупой. |
45-46 | Техника экспериментирования | Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Аукцион народных мудростей. | Делает выводы эксперимента. |
47-48 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | Может составить вопросы по выбранной теме |
49-50 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования | Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. | Ориентируется в библиотеке. Может выбрать литературу по тематике. |
51-52 | Анализ прочитанной литературы. | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. | Выделяет необходимую часть из текста. Знает правила записи литературы. |
53-54 | Ознакомление с литературой по выбранной теме, анализ материала | Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. | Может подобрать литературу по теме своего исследования |
55 | Ресурсы Интернет | Работа в компьютерном классе. Выбор сайтов по тематике. | Может выбирать тексты и картинки из Интернета. |
56-57 | Исследование объектов. | Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. | Может проводить исследование по теме своего проекта. |
58-59 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. | Развитие логического мышления. |
60-61 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | Умеет делать выводы. |
62- 63 | Обработка и анализ всех полученных данных | Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. | Подбирает высказывания из текста |
64 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Составление плана работы. Требования к сообщению. | Составляет план выступления |
65 | Оформление работы | Выполнение рисунков, поделок и т.п | Развитие творческого потенциала |
Программа Microsoft Power Point | Знакомство с программой Microsoft Power Point | Умеет пользоваться программой | |
66 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации | Работа на компьютере – создание презентации. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. | Умеет создавать презентации, подбирать картинки, вставлять, подбирать текст. |
67 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите | Составление плана выступления. | Умение составлять план выступления. |
68 | Конференция по итогам собственных исследований | Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности. | Умение защищать свой проект. |
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Плешаков, А. А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2014.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Растения. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Животные. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Красная книга Удмуртской Республики. Изд.2-е/ Под. ред. О.Г.Барановой. Чебоксары «Перфектум», 2012
- Леса Удмуртии: сборник статей/ Под ред. проф. В.В.Туганаева. – Ижевск: Удмуртия, 1997.
- Между Чепцой и Камой. Взгляд сквозь годы и века. Балезинский район. – Ижевск: Удмуртия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...