Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социокультурные Истоки»
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина и рабочей программы. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть 4 приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Практическая значимость данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов обучающихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения обучающихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью. Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Направленность: на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Новизна: «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Общие цели и задачи:
Цель: «Социокультурные истоки» в начальной школе – преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Задачи:
1. Подвести обучающихся к пониманию сути Истоков;
2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
3. Развивать образное и логическое мышление;
4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_2_v.docx | 59.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №9
к образовательной программе
начального общего образования
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Социокультурные Истоки»
Направление: духовно-нравственное
Класс: 2 «В»
Учитель: Пикова М.Н., высшая квалификационная категория.
МБОУ «СШ № 10»
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина и рабочей программы. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности.
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть 4 приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Практическая значимость данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов обучающихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения обучающихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью. Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Направленность: на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Новизна: «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Общие цели и задачи:
Цель: «Социокультурные истоки» в начальной школе – преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Задачи:
1. Подвести обучающихся к пониманию сути Истоков;
2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
3. Развивать образное и логическое мышление;
4. Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире
Главными целями системы: являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
- Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
- Управленческий – развитие управленческих способностей;
- Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Отличительные особенности программы:
Социокультурный системный подход в образовании позволяет
- Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Особенности возрастной группы детей которым адресована программа:
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Уровень результатов работы по программе:
Благодаря истоковской педагогической технологии программа «Истоки» развивает стержневую основу личности обучающихся, их родителей, преподавателя на основе системы духовно-нравственных ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которого является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
- Российской гражданской нации.
Результаты духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
Первый уровень результатов - предметную грамотность в виде уровня освоения системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей и категорий, потребности в духовно- нравственном совершенствовании;
приобщение детей, родителей к базовой ценности российской цивилизации;
Второй уровень результатов —. наполнение духовным смыслом уклада и социокультурного пространства, окружающего ребенка (семьи, сверстников, взрослых); развитие речевого диалогового взаимодействия детей и взрослых;
развитие мотивации к общению.
первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно- методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья.
Третий уровень результатов —развитие коммуникативных умений (умении слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, принимать мнение другого, приходить к согласию); развивать управленческие способности (способность определять главное на основе духовно-нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
Будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
- межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
- ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
- обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения:
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради обучающиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда. В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата проведения | Тема | Характеристика видов деятельности учащихся | Общее коли-чество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеауди-торных активных занятий | |
По плану | Фактически | ||||||
1. | 01.09 | 01.09 | Введение в предмет. Имя. | Умение планировать деятельность на уроке (ставить цель, организовывать рабочее пространство) Умение работать в ресурсном круге (слушать и слышать других, проявлять терпение, терпимо относиться к другому мнению, не перебивать), понимать значимость вопроса | 1 | 1 | |
2. | 08.09 | 08.09 | Семья. Семейные традиции. | Умение работать в паре (присоединяться к другому, выслушивать мнение другого, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию). | 1 | 1 | |
3. | 15.09 | 15.09 | Семья. Родители. | Умение работать в ресурсном круге (слушать и слышать другого, поддерживать невербально других детей, говорить грамотно, эмоционально), умение проявлять благодарность, понимать значимость вопроса Умение формулировать свою позицию и свое мнение | 1 | 1 | |
4. | 22.09 | 22.09 | Род. Родина. Родня. Родственники. | Умение работать в паре (согласовывать свои действии с другим ребенком, снижать излишнее напряжение в общении, строить понятные высказывания, приходить к общему решению, представлять совместное решение пары) Умение моделировать Поиск информации | 1 | 1 | |
5. | 29.09 | 29.09 | Дом. Порядок. | Умение работать в ресурсном круге, слушать и слышать друг друга. Умение осознавать свои чувства. Мотивация на установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми | 1 | 1 | |
6. | 06.10 | 06.10 | Уклад. | 1 | 1 | ||
7. | 13.10 | 13.10 | Праздники дома | Умение работать в паре, адекватно ситуации использовать речевые средства, приходить к согласию, представлять мнение пары. Мотивация на получение совместного значимого результата. | 1 | 1 | |
8. | 20.10 | 20.10 | Деревня-кормилица. Земледельцы. | Умение работать в паре, строить монологическое высказывание | 1 | 1 | |
9. | 27.10 | 27.10 | Город – труженик. | Поиск информации, умение делать выбор | 1 | 1 | |
10. | 10.11 | 10.11 | Ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг» | Умение работать в ресурсном круге (слушать и слышать друг друга, поддерживать выступающего, принимать другое мнение), понимать значимость вопроса, ясно высказывать мысль. Умение быть благодарным, проявлять положительные эмоции | 1 | 1 | |
11. | 17.11 | 17.11 | Родные просторы. | Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, находить общее решение. Формирование отношения к Родине, чувства ответственности за нее | 1 | 1 | |
12. | 24.11 | 24.11 | Труд земной и труд души на ниве. | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, развитие мотивации на осознанное сотрудничество, умение проявлять эмпатию. | 1 | 1 | |
13. | 01.12 | 01.12 | Лес. Зеленый друг. | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, развитие мотивации на осознанное сотрудничество, умение проявлять эмпатию. Формирование чувства личной сопричастности к малой Родине. Умение бережно относиться к природе. | 1 | 1 | |
14. | 08.12 | 08.12 | Река. Название реки | Умение участвовать в диалоге (вcтупать и поддерживать общение, завершать общение, выражать свою точку зрения, приходить к согласию) | 1 | 1 | |
15. | 15.12 | 15.12 | Река. Красота и польза. | Умение быть благодарным родной природе, благоговение перед святынями. | 1 | 1 | |
16. | 22.12 | 22.12 | Море-океан. | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира, проявлять открытость и доверие к миру. Формирование чувства ответственности за свою малую Родину. | 1 | 1 | |
17. | 12.01 | 12.01 | Дорога. Путь. Путники. | Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию | 1 | 1 | |
18. | 19.01 | 19.01 | Дорога жизни. Разлуки и встречи | Умение проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру и людям. Умение эмоционально-положительно относиться к себе | 1 | 1 | |
19. | 26.01 | 26.01 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Умение определять цели. Умение понимать и принимать ответственность за свои решения. | 1 | 1 | |
20. | 02.02 | 02.02 | Сев и жатва. | Умение участвовать в диалоге. Умение работать с информацией. Умение принимать решение, умение достигать результата. Формирование представления о рол труда в жизни человека (нравственная основа труда). | 1 | 1 | |
21. | 09.02 | 09.02 | Домашние животные. | Умение работать в паре, ресурсном круге, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения. Принимать другое мнение. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость к объектам живой и неживой природы. Развитие интереса к познанию внешнего и внутреннего мира | 1 | 1 | |
22 22. | 16.02 | 16.02 | Ткачихи. | Самоконтроль. Взаимное оценивание Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать правила общения. Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения (хочу уточнить, правильно ли я понял, я хочу добавить и т.д.) Формирование уважительного отношения к труду. Умение отвечать за себя и работу группы. | 1 | 1 | |
23. | 23.02 | 23.02 | Мастера-плотники. | Умение работать в четверке, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, находить общее решение. Умение согласовывать свои действия с действиями других. Умение оценивать свою деятельность и деятельность других. Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения. | 1 | 1 | |
24. | 02.03 | 02.03 | Мастер-кузнец. | Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение понимать и принимать ответственность за свои решения и поступки. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. | 1 | 1 | |
25. | 09.03 | 09.03 | Ярмарка. Праздник. Честная торговля. | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Умение распознавать и осознавать свои чувства и чувства других . Проявлять положительные эмоции (жизнерадостность).Проявление уважения к традициям своего народа, своей малой родины. | 1 | 1 | |
26. | 16.03 | 16.03 | Обобщающий урок «Труд земной» | Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению Самооценка, взаимооценка. Формирование представления роли труда в жизни человека( нравственная основа труда – добросовестность, ответственность, взаимовыручка). Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности за себя, за свою семью (труд на благо семьи, осмысление своих возможностей). | 1 | 1 | |
27. | 30.03 | 30.03 | Слово. Труд души | Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Развитие способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию. Умение полученные знания соотносить с реальными действиями и поступками. | 1 | 1 | |
28. | 06.04 | 06.04 | Сказка. | Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Умение делать выводы, делать нравственный выбор. Умение давать нравственную оценку своим действиям и поступкам других. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость героям литературных произведений. | 1 | 1 | |
29. | 13.04 | 13.04 | Песня. | Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности данную учителем и одноклассниками. Умение распознавать и осознавать свои чувства и чувства других людей. | 1 | 1 | |
30. | 20.04 | 20.04 | Праздник. Будни и праздники. | Уметь работать в группе, в ресурсном круге, приходить к единому решению, оценивать свои способности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности данную учителем и одноклассниками. Умение проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость миру и людям. Эмоционально-положительное отношение к самому себе. Проявление чувства благодарности родным и близким, благоговения перед Святыми и святынями. | 1 | 1 | |
31. | 27.04 | 27.04 | Книга. Книга Книг- Библия. | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Развитие интереса к познанию внешнего и внутреннего мира. Умение структурировать прошлое – настоящее – будущее( соотнесение себя с образами исторических личностей, прошлым, настоящим и будущим своей семьи, умение проектировать себя в будущем). | 1 | 1 | |
32. | 04.05 | 04.05 | Икона. | Умение работать в ресурсном круге, в группе, понимать значимость вопроса. Умение проявлять терпимость, уважение к иному отличающемуся от своего мнению. Умение распознавать и учитывать чувства других людей, проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым. | 1 | 1 | |
33. | 11.05 | 11.05 | Храм – дом Божий | Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Умение работать в ресурсном круге. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Получение позитивного опыта бесконфликтного взаимодействия. | 1 | 1 | |
34. | 18.05 | 18.05 | Обобщающий урок. «Труд души» | Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Умение ориентироваться на систему нравственных требований в своем поведении. Умение управлять знаниями( делать нравственный выбор – выделять главные ценности жизни, соотносить знания с реальными действиями и поступками). Умение давать нравственную оценку поступкам других людей и оценивать свои действия. Формирование ответственности за себя, за свою жизнь, за семью. Формирование отношении к малой Родине (чувства личной сопричастности) | 1 | 1 |
Содержание учебного курса «Истоки»
2-й класс 34 часа
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка.Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Ресурсное обеспечение программы:
Учебно-методический комплект
1. Учебник «Истоки» 2 класс А.В. Камкин
2.Рабочая тетрадь 2 класс (1,2 часть) Авторы: В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина
3.Истоковедение, том 2, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год
4. Истоки-2. Активные формы обучения. Н.Ю. Твардовская
5. Истоки-2. Поурочное планирование. Т.Д. Паина
6. «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камки
Ожидаемые результаты освоения программы:
Освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека:
∙ актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
∙содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
∙ становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать Внутренний мир человека. Как и в предыдущем классе содержание курса предназначено не для заучивания, а для размышления о своём внутреннем мире и первом духовном опыте.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Рекомендуемая литература:
Дополнительная литература для учащихся
1.В. Белов «Лад»
2. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
3.История русского быта
Дополнительная литература для учителя
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
- Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
- История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997, Музыка
- Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
- Иконография Богородицы
6.История русского быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
laquo;Социокультурные истоки» – этот курс соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных гра...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...