Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа развития №24»
Руководитель МО
Л.В.Данилова
«28» мая 2020
Заместитель директора
_А.Ф. Хабирова
«27» августа 2020
Пункт 2.2. Основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31.12.2015
№1576) утверждённой приказом от «28» августа 2020 № 338
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направление: духовно - нравственное название: «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
класс: 1- 4
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
г. Нефтеюганск 2020
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно, как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
- пересказывать текст в разной форме, составлять письменные отзывы;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
- узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведенийнародных промыслов России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ.
класс
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Мир (7 часов)
Солнышко. Мама и папа: Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
Мир и лад: Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.
Истоки и школа: Истоки глазами детей. Рождественский дар.
Истоки и радуга: Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
Родной край: Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
Святыни России. Щит и меч: (св. Георгий Победоносец, Илья Муромец) Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русские богатыри. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир
Слово (6 часов)
Слово: Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
Весна и слово: Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
Золотое сердечко: Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.
Серебряное копытце. Добрыня Никитич: Добро. Доброе Слово Доброе дело. Честное Слово.
Родительское благословение. Подвиг.
Слово о родителях. Алеша Попович: Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.
Чаша жизни: Жизнь. Любовь Добрые дела. Образ (2 часа)
Родник: Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода.
Образ Родины: Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
Книга (2 часа)
Книга: Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия.
Живое слово книги: Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
класс
РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
Родной очаг (5 часов)
Имя: Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
Семья: Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.
Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Род-люди, происходящий от одного предка. Род — твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
Дом — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни.
Семейные реликвии и святыни.
Деревня. Город. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
В чем его отличие города от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники.
Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (5 часов)
Нива и поле. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
Лес. Река. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
Море. Океан. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море — конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
Путь – дорога. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (3 часа)
Сев и жатва. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
Ткачихи рукодельницы. Мастера-плотники. Кузнецы-умельцы. (2 ч) Прясть и ткать. Лен и полотно.
Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
Труд души (4 часа)
Сказка-песня. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
Слово. Книга. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
Икона. Храм. Образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Обобщающий урок «Труд души»
класс
Вера. Надежда. Любовь. София.
«Вера» (5 часов)
Вводный урок. София. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере.
С верой приходит доброе дело.
Верность. Знак веры — преданность и надежность. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
Правда. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
Честь. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
«Надежда» (3 часа)
Надежда— стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние.
Согласие — единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
Терпение — умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
«Любовь» (3 часа)
Любовь - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. Милосердие - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.
Доброта. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
«София» (6 часов)
Ум да разум. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
Истина - подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
Знания плод учения. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды.
Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
Обобщающий урок.
класс
Традиции образа (6 часов)
Вводный урок. Первые образы. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание.
Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род.
Родоначальник и родословие. Виды родословной. Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?
Отечество. Родители. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок.
Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Мир. Священные образы. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.
Спаситель. Богородица. Ангел Хранитель.
Светлые образы. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Праведники и мудрецы. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.
Традиции слова (5 часов)
Священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
Сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.
Сердце сердцу весть подает.
Честные слова. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга - слово долга.
Обет - добровольное обязательство. Обобщающий урок.
Традиции дела (6 часов)
Ремесленники и труд. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
Служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы- командиры. Полководцы.
Священство. Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
Творчество. Исксники. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества.
Книжники. Научное творчество и его проявления.
Традиции праведного дела. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Формы организации внеурочной деятельности: Конкурсы, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, различные виды практик, акции, проекты, просмотр и обсуждение фильмов, книг, выступлений.
Виды деятельности:
- игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра- драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам)
- учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
- индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
- творческая деятельность (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно- полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Характеристика деятельности |
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама папа | Урок- путешествие | Иметь представление, что жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Мама и папа –самые светлые люди на Земле. Понимать, что родительское благословение чудо творит. Благодарность родителям развивает благочестие. |
2 | Мир и лад. (Поле, школа и семья) | Урок-игра | Понимать, что доброе семя добрый плод дает. Добрая семья добрыми делами славится. Не живет школа без истоков. Не живет семья без любви. |
3 | Истоки и школа | Урок- викторина | Понимать, что колокольный звон - язык русской культуры. Колокольчик - символ истоковской школы. Истоки - начало всего живого на земле. Начало человека - его истоки. Истоки соединяют живительную силу всего лучшего, что накоплено многими поколениями. Благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом каждое слово, пробуждаются добрые и искренние чувства к ближнему, открываются святыни родной земли. |
4 | Дар (Рождество) | Урок- сказка | Иметь представление, что благодаря Истокам мир преображается, наполняется глубоким смыслом каждое слово, пробуждаются добрые и искренние чувства к ближнему, открываются святыни родной |
земли. | |||
5 | Истоки и радуга | Урок-игра | Понимать, что живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - светлое и яркое чудо. |
6 | Родной край | Урок- викторина | Иметь представление, что нет прекрасней земли родной, где родился и вырос, где живут родители и первые друзья. В народной песне воспето все то, за что мы любим родной край. Песни - душа народа. Красивые у нас песни и красивый народ. |
7 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец, Илья Муромец) | Урок- отчет | Иметь представление, что образ святого Георгия Победоносца на государственном гербе. Россия по праву признана щитом – совестью матушки-земли. Святой Георгий Победоносец – духовный защитник нашего Отечества. Иметь представление, что флаг - знак воинской чести. Знать цвета российского флага: белый – святой, светлый, чистый; красный – цвет красоты, земного жизнелюбия, Пасхи; синий – небесный, неземной. Иметь представление, о чудо - богатырях (добрый молодец Илья Муромец). |
8 | Слово | Урок- путешествие | Иметь представление, что человек получает живительную силу любви через Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово - бесценный дар. Слово проверяется делом. |
9 | Весна и слово | Урок-игра | Иметь представление, что в душе каждого человека есть замечательный сад |
добродетелей. Слово пробуждает в душе человека сад добродетелей. Душа творит мир. Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. | |||
10 | Золотое сердечко | Урок-игра | Иметь представление, что золотое сердечко имеет пять талантов. Доброе слово душу лечит. Честное слово честь рода бережет. Слово о родителях мир укрепляет. Труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает. |
11 | Серебряное копытце. Честное слово. Добрыня Никитич | Урок- сказка | Иметь представление, что с добрым словом жить в радость. Доброе дело два века живет |
12 | Слово о родителях. Святое слово. Алеша Попович | Урок-игра | Иметь представление, что почитание родителей - главное достояние русского народа. Материнская любовь - душа семьи. Отеческая любовь – мудрость семьи. Мир и лад - доброй семьи клад. Иметь представление, что труд и подвиг характер закаляют. Святое слово мир спасает. Береги честь смолоду. |
13 | Чаша жизни | Урок-игра | Иметь представление, что жить – значит быть добрым и красивым человеком, всегда помогать родителям. Понимать, что значит построить дом, посадить дерево, вырастить детей. |
14 | Родник | Урок- путешествие | Иметь представление, что родник - начало жизни. Родник сохраняет чистоту сердца. Почитание русским народом святых источников. |
15 | Образ Родины. | Урок- | Иметь представление, что образ |
Образ защитника Отечества | викторина | Родины запечатлен в гимне. Большое счастье родиться и жить в России. Вся Российская земля святая. | |
16 | Книга. Книга книг | Урок - путешествие | Иметь представление, что книга соединяет людей, их мысли, чувства и добрые устремления. Книга - это творение души. В каждом человеке живет Творец. Иметь представление, что собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Особое место среди книг занимает Книга книг - Библия. |
17 | Живое слово книги. Первая книга. Мир книги | Урок- отчет | Иметь представление, что чтение – сердечный дар. Живое слово книги находит путь к живой душе читателя. Иметь представление, что Первая книга –это светлый и добрый мир любимых слов и образов, мир Истоков. Первая книга - дар добра и любви. Открытие мира книг. Слова благодарности книге. |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Характеристика деятельности |
1 | Введение в предмет. Имя. | Урок- путешествие | Уметь извлекать информацию из различных источников. Уметь слушать и вступать в диалог. Формировать чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории. |
2 | Семья. | Работа в паре | Понимать и принять чувства других людей и сопереживать им. |
3 | Род. | Работа в паре | Понимать и принять чувства других людей и сопереживать им. |
4 | Дом. | Урок- | Уважать историю и культуру |
викторина | всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развивать толерантность. | ||
5 | Деревня. Город. | Урок- сказка | Формировать чувства сопричастности своей Родине; уважение к еѐ истории, культурным и историческим памятникам. Уметь описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки |
6 | Нива и поле. | Работа в паре | Формировать чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности |
7 | Лес.Река | Работа в паре | Формировать чувства гордости за свою малую родину, уважение к её истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности |
8 | Море-океан. | Урок- викторина | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. |
9 | Путь- дорога. Дорога жизни. | Урок- сказка | Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. |
10 | Путь- дорога. Дорога жизни. | Урок-игра | Узнавать, называть и определять объекты окружающей |
действительности. | |||
11 | Сев и жатва | Работа в паре | Уважать историю и культуру всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развивать толерантность. |
12 | Ткачихи – рукодельницы. Мастера- плотники Кузнецы- умельцы. | Работа в четверке | Уметь извлекать информацию из различных источников. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника |
13 | Ткачихи – рукодельницы. Мастера- плотники Кузнецы- умельцы | Урок-игра | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника |
14 | Сказка. Песня. | Работа в четверке | Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлекать необходимую информацию при работе с книгой. Уметь вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. |
15 | Слово. Книга. | Работа в четверке | Формировать гражданскую идентичность в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлекать необходимую информацию при работе с книгой. Уметь вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. |
16 | Икона. Храм. | Урок - путешествие | Уметь извлекать информацию из различных источников. |
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | |||
17 | Обобщающий урок «Труд души» | Работа в паре | Уметь извлекать информацию из различных источников. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Характеристика деятельности |
1 | Вводный урок Вера | Урок- путешествие | Знать какие знания дает предмет «Истоки»? Знать разделы учебного пособия и рабочей тетради. Уметь составлять рассказ о Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Минуты творчества. |
2 | С верой приходит доброе дело. | Работа в паре | Знать, что означают понятия: «Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности». |
3 | Верность – знак веры. | Работа в паре | Знать, понятие «Верность», «Совесть» Показать понятие веры в действии. Знать, что такое верность, почему она нужна? |
4 | Правда – путь к истине. Правда – путь веры. | Урок- викторина | Иметь представление о понятии, правда. Познакомить детей с идеями прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей. |
5 | Честь. | Урок- сказка | Знать что такое воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. |
6 | Надежда. Тщетная и твердая | Работа в паре | Надежда на силы и опыт. Сила воли. Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. |
надежд | |||
7 | Согласие. Согласие ума, сердца, души | Урок - путешествие | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать значение понятий: «Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию». |
8 | Терпение и умение. | Работа в паре | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать толкование смысла пословиц: «Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. |
9 | Любовь – добро, единство – дружба | Урок - путешествие | Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать, что такое любовь |
10 | Милосердие. Где гнев – там и милость. | Урок- викторина | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать что такое Благотворительность Уметь правильно пользоваться этими понятиями. |
11 | Доброта истинная и ложная. | Урок- сказка | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать что такое Доброжелательность. Истинная доброта |
12 | Ум да разум | Урок - путешествие | Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать что такое вразумление. Уметь правильно пользоваться этими понятиями. |
13 | Истина | Работа в паре | Умение работать с разными источниками информации, соотносить информацию из разных источников. Знать что такое- Истина. Искренность. |
14 | Знания – плод учения | Работа в паре | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое знания и для чего они нужны? Уметь правильно пользоваться этими понятиями. |
15 | Мудрость | Урок- викторина | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое мудрость и для чего она нужна? Уметь правильно пользоваться этим понятием. |
16 | Премудрость | Урок - путешествие | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое премудрость и для чего она нужна? Уметь правильно пользоваться этим понятием. София |
17 | Обобщающий урок: Дорога Веры, Надежды, Любви | Работа в паре | Знать, почему Вера, Надежда, Любовь – родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии. |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Форма организации деятельности | Характеристика деятельности |
1 | Вводный урок. Первые образы. Отец. Мать. | Урок- путешествие | Развивать стремление к жизненному оптимизму, целеустремленности и настойчивости в достижении целей; обучать ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. Знать: Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд |
души. Вера, Надежда, София. Истоки. | |||
2 | Родители. Отечество. | Работа в паре | Воспитывать любовь и уважение к родителям, развивать нравственные качества. Знать, что семья-это любовь, забота, согласие. Знать, как в образе отечества отражается живая связь времен? |
3 | Мир. Священные образы. | Работа в паре | Знать, какие три образа живут в слове «мир». |
4 | Спаситель. Богородица. Ангел-хранитель. | Урок- викторина | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое: «Спасы, Спаситель» в народной культуре и традициях. Понимать, что образ «Спаса» - знак любви Божией. «Спас»-это надежда. Иметь представление о Богородице-Заступнице за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Знать, из чего складывается образ Ангела- хранителя. |
5 | Светлые образы. Свет и просветители. | Урок- сказка | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Иметь представление о светлых образах, о людях, которые распространяют истинные знания, веру, добрые нравы. |
6 | Праведники и мудрецы. | Работа в паре | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? |
7 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Урок - путешествие | Узнать, что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. |
8 | Сердечные слова. Родительское благословение. | Работа в паре | Проанализировать, почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? Доброе дело начинается с благословения. |
9 | Сердце сердцу весть подает. Сердечные слова. | Урок - путешествие | Познакомить с традициями сердечного слова – одним из механизмов сохранения и передачи базовых социокультурных ценностей. |
10 | Честные слова. Правила честного слова. | Урок- викторина | Знать понятия «присяга», «обет». Научить детей различать понятия «уговор» и «договор». |
11 | Обобщающий урок. «Традиции слова» | Урок- сказка | Расширить знания детей о сердечных, добрых, душевных словах. Развивать способность чувствовать доброе отношение друг к другу, к окружающим людям и желания говорить сердечные слова. |
12 | Труд. Купцы и преприниматели. | Работа в четверке | Уметь извлекать информацию из различных источников. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника |
13 | Служение. Воинство. | Работа в паре | Способствовать формированию нравственных ценностей (любви к Родине, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции. Знать, почему воинское служение считается священной обязанностью? |
14 | Священство. | Работа в паре | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, что такое священство и для чего оно нужно? Уметь правильно пользоваться этим понятием. Знать традиции духовного |
служения, духовных войн. | |||
15 | Творчество. Искусники. | Урок- викторина | Знать определение понятия творчество и из него вытекающие понятия талант и искусники. |
16 | Книжники. | Урок - путешествие | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. Знать, кто такие книжники. Уметь правильно пользоваться этим понятием. |
17 | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | Работа в паре | Формировать у детей понимание значимости традиций праведного дела. Умение жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1174078-1570868030.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/28/picture-164430-1588067448.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142159-1557199765.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
laquo;Социокультурные истоки» – этот курс соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных гра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1251578-1640196663.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-772163-1458741826.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-772163-1458741826.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/23/picture-772163-1458741826.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс...