Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
«Социокультурные истоки» – этот курс соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsiokulturnye_istoki.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
МБОУ «СШ №43»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
Срок реализации: 4 учебных года
Возраст детей: 7-11 лет
Составитель: Константинова М.А.
Учитель начальных классов
Г.Нижневартовск
2023
Пояснительная записка
Программа курса «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов МБОУ «СШ №43» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
«Социокультурные истоки» – этот курс соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
1) развивать духовно-нравственную основу личности с первого года обучения начальной школы;
2) осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
Программа курса «Социокультурные истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы.
Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1.Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2.Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
3.Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Активная форма воспитательного процесса позволяет развивать у учителей, учащихся и родителей
управленческие способности:
– структурировать время;
– анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;
– стратегически мыслить;
– определять основу (стержень) личностного развития;
– воспринимать значимые социокультурные результаты;
– своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;
– аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;
коммуникационные навыки:
– общения на едином аналоговом уровне (освоение первых элементов);
– присоединения;
– толерантности;
– развития единого контекста в группе;
– развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).
Целью программы «Социокультурные истоки» является развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей.
Задачи программы
— освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Предполагается проведение 70% внеаудиторных занятий, 30% - аудиторных.
Использование активных форм позволяет развивать у учащихся духовно – нравственные ценности, накапливать социокультурный опыт, развивать навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
- Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
- Управленческий – развитие управленческих способностей;
- Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Программа дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Эти компетентности нужны в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.
Программа «Социокультурные истоки» реализуется в МБОУ "СШ №43" через внеурочную деятельность. Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе.
Учебно-тематический план
Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мир | 11 | |||
Слово | 9 | |||
Образ | 7 | |||
Книга | 6 | |||
Родной очаг | 9 | |||
Родные просторы | 9 | |||
Труд земной | 8 | |||
Труд души | 8 | |||
Вера | 9 | |||
Надежда | 8 | |||
Любовь | 9 | |||
Мудрость | 8 | |||
Родные образы | 8 | |||
Традиции слова | 8 | |||
Умные дела | 9 | |||
Традиции праздников | 9 | |||
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Уровни и система отслеживания результатов
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно-нравственные традиции населения Югры и Нижневартовска; -знание произведений народных промыслов, ремёсел, искусства, раскрывающих мир природы, мир человека и мир культуры в их единстве; -знание традиций бережного отношения, сохранения природы родного края. | -осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для культуры народов России; -освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры; -использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций; -освоение способов работы в малых группах различного состава (парах, четвёрках, микрогруппах), ресурсном круге; -освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов; -освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями. | -становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, в организации здорового образа жизни и саморазвитии; -проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников; -развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека; -осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле; -развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов; -проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию; -осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения России для личностного становления; -развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории. |
Содержание программы
Мир. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека .В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово. Добро. Доброе Слово Доброе дело. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь. Любовь Добрые дела.
Образ. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Родной очаг Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. Территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки ее берегов? Течение реки ход времени. Вода живая, мертвая и святая. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книгопечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? Икона-образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? Почему храм не похож на обычное здание? Храмов жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Вера. Ступеньки веры — доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело — к вере. Верность — знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. Что означает — жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда — путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала — награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному.
Надежда. Надежда- стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды — отчаяние. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие Терпение-умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни). Послушание-доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь. Любовь - сердечная привязанность. Любовь — добро. Любовь — единство. Любовь — дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев — там и милость. Милость от любви исходит. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. Чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.
София. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. Грамота, книга, школа. Ум без разума — беда. Где ума не хватит — спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение — труд. Истина- неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Слепая вера противна рассудку. Знание — плод учения, а истина — любви и правды. Мудрость и мудрецы. София — Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь — родные сестры.
Традиции образа Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитве. Мать родная. Крестная, богоданная, названная. Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло — черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце — образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга — слово долга. Обет — добровольное обязательство.
Традиции дела. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки. Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявлении. Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники; братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселие. Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. Ярмарка, гулянье. Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие. Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Ресурсное обеспечение реализации программы
1.Интернет ресурсы:
http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
http://www.school2100.ru/regions/regions_main.html.
http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1.html
2.Мультимедийные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.Методическое обеспечение:
разработка занятий, художественные произведения, иллюстрации, рабочие тетради.
Ожидаемые результаты освоения программы
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Источники информации
- И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы)(Истоковедение. Том 1. Издание 3-е. дополненное. 2014, с. 57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е. дополненное. 2014, с. 13-32).
- Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2014).
- А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2014).
- А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2014).
- А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
- Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2015).
- Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2015).
- Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2015).
- Котельннкова Н.В.. Твардовская НЮ. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2015).
- Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2015).
- Азбука Истоков « Золотое сердечко».. Методический
комментарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2015, с. 35-56).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...
Рабочая программа внеурочного курса "Истоки"
Рабочая программа внеурочного курса духовно-нравственной направленности "Истоки" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки". Духовно-нравственное направление....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...