Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_2_klass.docx | 319.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Истоки» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Программа дополнительного образования детей «Истоки» является модифицированной и составлена на основе программы «Социокультурные истоки» Кузьмин И.А.-М.:«Истоки»,2007.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках социально - культурного направления.
Цель и задачи учебной программы
Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Доминирующая логика учебного предмета «Истоки» во 2 классе: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к сознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:
а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);
б) воле (психическом, иррациональном начале);
в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале), и составляющих в совокупности душу человеческую.
Место учебного предмета в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся:
-ресурсный круг;
-работа в паре;
- работа в четверке.
1. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
2. Содержание изучаемого курса.
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА – о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..
ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.
СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
3.Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Воспитание качеств |
Родной очаг – 9 часов. | ||||||
1 | Введение в предмет. Имя | 1 | Знакомство с «Истоками». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Рукописные шрифты, буквицы. | Любовь к родному языку | ||
2 | Семья | 1 | Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? | Доброе отношение к семье | ||
3 | Семья | 1 | Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) | Любовь к чтению художественной литературы | ||
4 | Род | 1 | Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. | Формирование читательской культуры | ||
5 | Дом | 1 | Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) | Формирование информационной культуры | ||
6 | Дом | 1 | Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? | Любовь к чтению художественной литературы | ||
7 | Деревня | 1 | Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий. | Уважение народных традиций | ||
8 | Город | 1 | Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать? | Воспитание патриотизма | ||
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | 1 | Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? | Уважение к истории Отечества | ||
Родные просторы – 9ч. | ||||||
10 | Нива и поле | 1 | Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. | Любовь к родному языку | ||
11 | Нива и поле | 1 | Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. | Доброе отношение к семье | ||
12 | Лес | 1 | Пять талантов. Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | Любовь к чтению художественной литературы | ||
13 | Река | 1 | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. | Формирование читательской культуры | ||
14 | Река | 1 | Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Формирование информационной культуры | ||
15 | Море-океан | 1 | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Уважение к семейным традициям | ||
16 | Путь-дорога | 1 | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. | Уважение народных традиций | ||
17 | Дорога жизни | 1 | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Воспитание патриотизма | ||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | 1 | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Любовь к чтению художественной литературы | ||
Труд земной – 8ч. | ||||||
19 | Сев и жатва | 1 | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Уважение народных традиций | ||
20 | Братья меньшие | 1 | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова | Формирование читательской культуры | ||
21 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Формирование информационной культуры | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Уважение к семейным традициям | ||
23 | Мастера-плотники | 1 | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. | Уважение народных традиций | ||
24 | Кузнецы-умельцы | 1 | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Воспитание патриотизма | ||
25 | Ярмарка | 1 | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Любовь к чтению художественной литературы | ||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | 1 | Пять талантов. Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | Пять талантов. Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | ||
Труд души – 8 ч. | ||||||
27 | Слово | 1 | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Воспитание патриотизма | ||
28 | Сказка | 1 | Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. | Формирование читательской культуры | ||
29 | Песня | 1 | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме. | Формирование информационной культуры | ||
30 | Праздник | 1 | Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры. | Любовь к чтению художественной литературы | ||
31 | Книга | 1 | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Уважение народных традиций | ||
32 | Икона | 1 | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Воспитание патриотизма | ||
33 | Храм | 1 | Разнообразие храмов. О чем рассказывают храмы? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. | Уважение к истории Отечества | ||
34 | Обобщающий урок «Труд души» | 1 | Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. | Любовь к чтению художественной литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» 1 класс 2019 – 2020 учебный год
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» р...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"
Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» разработана на основе программы «Социокультурные истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного с...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решен...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» состоит из: пояснительной записки,место курса в учебном плане,ценностные ориентиры содержания учебного предмета,планируемых резул...
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Социокультурные истоки 3 класс...