Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»
учебно-методический материал (4 класс)
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важнейших стратегических направлений развития общества, что отмечено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». В Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» сделан акцент на формировании гражданской идентичности, развитии гармоничной личности, сочетающей любовь к большой и малой родине, уважение к культуре и истории, традициям.
Данное направление выбрано в качестве ключевого при определении концепции Всероссийских проектов «Киноуроки в школах России» заложенной в основу создания воспитательной системы детей и молодежи. Проекты нацелены на воспитание подрастающего поколения, любящего и уважающего свою Родину, ее историю и наследие, способного к сохранению лучших традиций и созиданию достойного настоящего, готового к гражданскому деятельностному сотрудничеству при решении значимых для общества проблем.
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.
Проект является инновационной педагогической технологией и позволяет организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме. Каждый киноурок посвящен раскрытию одного личностного качества человека или нравственного понятия.
Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.
Обучение на основе игровых фильмов и методических разработок к ним способствует формированию моральных принципов у детей и подростков, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.
Цель Проекта - создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
В основе проекта лежит формирование нравственных понятий и ценностей (дружба, мужество, честь и др.) средствами короткометражных фильмов, снятых по рассказам Елены Дубровской. С учетом положений Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года была сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов. В таблицу включено 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников.
При проведении киноурока нужно придерживаться следующих этапов:
1) Просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к кино уроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.
3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике.
Типы и виды социальных практик могут быть различными:
А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;
Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.); научно-просветительские мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность;
В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;
Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;
Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.
Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях.
Опыт системной реализации проектов« Киноуроки в школах России» накопленный детьми в период обучения в школе, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного поведения в течение всей жизни. Таким образом, Россия формирует созидательную картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях деятельности человека.
Я работаю с проектом Киноуроки четвертый год. За это время я провела и опубликовала много практик (один раз в месяц). Практика «Идейность», по фильму «Первое дело», которую я провела в сентябре 2023 года, стала номинантом Народной премии «Я созидаю будущее» в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России». В начале сентября был проведен классный час по фильму «Первое дело». После просмотра фильма был проведено его обсуждение и анализ. Дети сделали вывод, что дарить подарки приятнее, чем получать, что каждый может сделать что-то приятное для другого. Ребята вдохновились идейностью главных героев фильма и решили вместе с классом, родителями и учителем о том, что принесут на «День учителя» один большой букет вместо множества. Сэкономленные на букетах деньги перевести на помощь подопечным фонда «Вера» и Детского хосписа « Дом с маяком», сделать для них открытки.
В декабре 2023года наша практика «Лучизаторы» , по фильму «Волшебники» стала номинантом народной премии. Фильм «Волшебники" , о школьниках, которые столкнулись с некой проблемой и смогли решить её, благодаря чёткому плану, взаимной поддержке, взаимовыручке и взаимопомощи. Ребята решили написать письма с новогодними поздравлениями своему учителю физической культуры, который является участником СВО. Родители прониклись их идеей и решили собрать гуманитарную помощь и лично отвезли всё. Когда родители доставили посылку, они сняли видео благодарности учителя и солдат.
Таким образом, использование киноуроков способствует формированию моральных принципов у детей, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику. Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях. Большим плюсом данного проекта является то, он позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной и интерактивной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-910748-1493321398.jpg)
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экономика родного края (наши проекты)" 3 класс "Школа России"
"Экономика родного края (наши проекты)"...
Воспитание семейных ценностей через внеклассную работу
Современные психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви». Сложивша...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-946769-1513621096.jpg)
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников через систему мероприятий проекта "Ты хотел бы быть здоров?"
Описание опыта работы по формировнию здорового образа жизни младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/10/picture-1111592-1707541956.jpg)
Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»
Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений...