Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»
учебно-методический материал (4 класс)

Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lundina_zayavkalundina_statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

      Укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важнейших стратегических направлений развития общества, что отмечено в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». В Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.» сделан акцент на формировании гражданской идентичности, развитии гармоничной личности, сочетающей любовь к большой и малой родине, уважение к культуре и истории, традициям.

 Данное направление выбрано в качестве ключевого при определении концепции Всероссийских проектов «Киноуроки в школах России» заложенной в основу создания воспитательной системы детей и молодежи. Проекты нацелены на воспитание подрастающего поколения, любящего и уважающего свою Родину, ее историю и наследие, способного к сохранению лучших традиций и созиданию достойного настоящего, готового к гражданскому деятельностному сотрудничеству при решении значимых для общества проблем.

Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию с целью распространения традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России.

Проект является инновационной педагогической технологией и позволяет организовать воспитательный процесс в школе в увлекательной и интерактивной форме. Каждый киноурок посвящен раскрытию одного личностного качества человека или нравственного понятия.

Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей.

Обучение на основе игровых фильмов и методических разработок к ним способствует формированию моральных принципов у детей и подростков, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику.

       Цель Проекта - создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.                                                            

В основе проекта лежит формирование нравственных понятий и ценностей (дружба, мужество, честь и др.) средствами короткометражных фильмов, снятых по рассказам Елены Дубровской.  С учетом положений Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года была сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов. В таблицу включено 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников.                                                                  

При проведении киноурока нужно придерживаться следующих этапов:

1) Просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.

2) Обсуждение фильма, выстроенное педагогом в соответствии с методическими рекомендациями к кино уроку, раскрывающими авторский замысел содержания, особенности выстраивания воспитательной беседы, позволяющей расставить верные акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.

3) Проведение социальной практики – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего закрепить и проявить рассматриваемое качество личности на практике.         

Типы и виды социальных практик могут быть различными:

А) социально-педагогические – профилактические, развивающие, воспитательные мероприятия;

Б) социально-культурные – культурно-массовые мероприятия (спортивные, патриотические, развлекательные и т. д.);  научно-просветительские  мероприятия (с посещением музеев, галерей, выставочных залов); культурно-досуговая деятельность;

В) социально-бытовые – мероприятия по физическому и культурному развитию; по оказанию волонтерской помощи ветеранам, пенсионерам, лицам с ОВЗ;

Г) социально-медицинские – профилактические оздоровительные мероприятия; мониторинги знаний с помощью викторин, опросов, тренингов;

Д) социально-трудовые – волонтерская социально значимая трудовая деятельность; профориентационные проекты.

  Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях.

         Опыт системной реализации проектов« Киноуроки в школах России» накопленный детьми в период обучения в школе, продолжает свой алгоритм действия в модели развития сознательного поведения в течение всей жизни. Таким образом, Россия формирует созидательную картину будущего в направлении развития цивилизации, подтверждая практической деятельностью успехи развития в науке, культуре, искусстве и других областях деятельности человека.

    Я работаю с проектом Киноуроки четвертый  год. За это время я провела и опубликовала много практик (один раз в месяц). Практика «Идейность», по фильму «Первое дело», которую я провела в сентябре 2023 года, стала номинантом Народной премии «Я созидаю будущее» в рамках Всероссийского народного проекта «Киноуроки в школах России». В начале сентября был проведен классный час по фильму «Первое дело». После просмотра фильма был проведено его обсуждение и анализ. Дети сделали вывод, что дарить подарки приятнее, чем получать, что каждый может сделать что-то приятное для другого. Ребята вдохновились идейностью главных героев фильма и решили вместе с классом, родителями и учителем о том, что принесут на «День учителя» один большой букет вместо множества. Сэкономленные на букетах деньги перевести на помощь подопечным фонда «Вера» и Детского хосписа « Дом с маяком», сделать для них открытки.

В декабре 2023года наша практика  «Лучизаторы» , по фильму «Волшебники» стала номинантом народной премии. Фильм «Волшебники" , о школьниках, которые столкнулись с некой проблемой и смогли решить её, благодаря чёткому плану, взаимной поддержке, взаимовыручке и взаимопомощи. Ребята решили написать письма с новогодними поздравлениями своему учителю физической культуры, который является участником СВО. Родители прониклись их идеей и решили собрать гуманитарную помощь и лично отвезли всё. Когда родители доставили посылку, они сняли видео благодарности учителя и солдат.

   Таким образом, использование киноуроков способствует формированию моральных принципов у детей, знакомит их с системой вечных духовных ценностей человечества, решает задачи нравственного воспитания личности. Вокруг каждого фильма ведется активная социально-творческая работа: акции в поддержку создания фильма, совместные просмотры, обсуждения в группе, написание сочинений и т.д. Все это формирует систему, позволяющую ученикам полноценно погрузиться в творческий процесс и приобрести действенную социальную практику. Проект раскрывает способ формирования гражданской идентичности, определяющей ментальную близость с родной страной, культурой, историческим прошлым и перспективой создания образа будущего, пропагандирует тему активного субъектного участия детей и молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях.  Большим плюсом данного проекта является то, он позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной и интерактивной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей через внеклассную работу

Современные психологи и педагоги  с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского  внимания к детям, которое называют    «дефицитом родительской любви». Сложивша...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"

Конспект урока  по окружающему миру 2 класс "Проект "Родословная"" .Программа "Школа России"...

Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»

      Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений...