Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Карбовская Ирина Алексеевна

        Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, он подражает их манерам, действиям, поступкам. Пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье. В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная)

школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат №1)

===========================================================================================

Рождественские чтения

Роль духовно-нравственных ценностей в формировании современного института семьи

Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»

  Выполнила

 воспитатель 1 категории группы №3

Карбовская И.А.

                                                                   Купино 2023г.

   В Купинской школе-интернате обучаются и воспитываются дети с ОВЗ из разных  районов Новосибирской области. В основном, это ребята из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных или находящихся в трудной жизненной ситуации, а также замещающихся семей.

       Дети, поступающие в школу-интернат «перегружены» отрицательным опытом, негативными ценностями и образами поведения.

      В связи с тем, что место жительства многих детей удалено на значительное расстояние от школы, режим проживания детей в школе-интернате – круглосуточный. И родители не могут  ежедневно оказывать воспитательное воздействие на своих детей. Поэтому ключевой фигурой воспитания в школе является воспитатель. Это должностное лицо, на которого возложена обязанность организации и реализации воспитания во внеурочное время. Правильно организованная воспитательная работа в Купинской школе-интернате №1, в которой созданы все условия для воспитания, где гармонично сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы, ведёт к успешному развитию личности ребёнка, обязательным условием которого является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный и духовный) контакт ребёнка с воспитателем. Воспитатель школы-интерната выполняет по отношению к детям защитную, личностно - развивающую, организационную и посредническую  функции. Он занимается организацией жизнедеятельности детей, проживающих в интернате, проводит работу с родителями, взаимодействует с педагогами, сотрудниками школы-интерната, ежедневно оказывая воспитательное воздействие на своих детей. Поэтому ключевой фигурой воспитания в школе является воспитатель. Это должностное лицо, на которого возложена обязанность организации и реализации воспитания во внеурочное время. Воспитатель выстраивает индивидуальную работу с детьми, стимулирует их на занятия в кружках по интересам, регулирует межличностные отношения между обучающимися, обучающимися и педагогами, содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Учит навыкам самообслуживающего труда, ведения домашнего быта: начиная с соблюдения санитарно-гигиенических норм,  а также выполнения мелкого ремонта одежды, обучает поддержанию чистоты и созданию уюта в квартирах проживания, уходу за комнатными растениями. Именно воспитатель является хранителем и организатором групповых традиций. Он обучает детей организации  и проведению внутригрупповых праздников («День создания группы», «День именинника», «Новый год», «День отца», «День матери» и др. мероприятий). В ходе подготовки к мероприятию воспитатель обучает воспитанников приготовлению и оформлению несложных праздничных блюд (бутерброды, выпечка, салаты), умению сервировать праздничный стол, встречать гостей. Одной из любимых традиций является «День родителей», когда родители приезжают в гости к детям в группу и имеют возможность посмотреть, как живут их дети, как устроен их быт. Воспитанники устраивают чаепитие для родителей, где за столом, в уютной, благоприятной обстановке, ребята делятся с родителями своими успехами, рассказывают о проблемах. Родители находят и подсказывают пути выхода из трудных ситуаций, решают, какую помощь они могут оказать своим детям.

Связь с родителями очень тесная, налажена с момента образования группы, постоянно поддерживается и оберегается в двустороннем порядке. Возможно, без помощи родителей многое бы у нас и не получилось так, как мы задумали. Изначально, в мессенджере ватсап был создан родительский чат, где имеется хорошая возможность общаться детям с родителями и родителям с детьми. Крепко установленная традиция пожелать друг другу доброго утра и спокойной ночи. Родители могут наблюдать за всеми нашими делами, праздниками, подготовкой к урокам, т.к. мы пересылаем им в чат видео и фото ребят.  Из числа родителей был избран родительский комитет, который координирует работу всех родителей, оказывает неоценимую помощь при работе с неблагополучными семьями, так как многие проживают в одних районах, хорошо знают друг друга, могут найти правильный подход. Оценить, какую помощь необходимо оказать родителям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Для успешной адаптации к жизни  ребят в школе, для поддержки со стороны семьи, чтобы всегда ощущалось присутствие родных людей, попросили родителей сделать небольшие портреты семьи или мамы. Такие портретики есть на столике каждого ребенка, что придаёт детям чувство защищенности, уверенности и близости родных людей.

Привлечение детей к участию в различных творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество. Дети моей группы активно участвуют в конкурсах различных уровней, занимая призовые места.  Театральные постановки, мероприятия, проводимые совместно с детьми других групп, к православным праздникам "Пасха" и "Рождество Христово", "Масленица", часы общения "Как на Руси праздновали Рождество?", «В чем секрет семейного счастья?» показывают детям, что возродить забытое не так уж сложно – нужно только захотеть.  Стало доброй традицией, ежегодно проводить "День Матери", "День Семьи".

       Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.   Хорошей       традицией является обсуждение  вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все воспитанники нашей группы рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы  дети учились высказывать своё мнение. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
       В нашей группе ещё одна традиция - это празднование дней рождений, причём отмечание  сводиться не только  к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого.

        Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, он подражает их манерам, действиям, поступкам. Пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье. В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи. По многочисленным исследованиям психологов и других учёных, изучающих человека, оказывается, что эффективность процесса воспитания, гармония отношений между супругами, снижение конфликтности в отношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье, физическое и психологическое здоровье детей - всё это напрямую зависит от количества детей. В общении со своими разнохарактерными домочадцами, в человеке формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. В современной семье происходит принижение значимости материнства по сравнению с успехами в профессиональной области, что приводит к тому, что дети воспринимаются как ненужная обуза.

        Работая в этом направлении с детьми, я  решаю конкретные задачи: формирую у них представление о крепкой, дружной семье, о долге перед близкими, воспитываю уважительное отношение к семье, знакомлю со способами выражения заботы, уважения, благодарности,  вместе с воспитанниками решаем вопросы  хозяйственной деятельности семьи. Дети должны усвоить такие понятия, как родство, родословная, забота, любовь, уважение, преданность, миролюбие, уступчивость, благодарность. Это и есть семейные ценности, на которых базируется крепкая благополучная семья. С ранних лет у детей необходимо формировать представления о хорошей, дружной семье; учить тому, что создать крепкую семью - это ежедневный труд, приносящий радость, спокойствие, но главное во всём этом - умение каждого уступать, не провоцировать конфликтов.

Ещё одним направлением в работе по формированию семейных ценностей является формирование трудолюбия, уважения к труду родителей. Беседы о труде, формирующие нравственное отношение к труду, должны дополняться ежедневным трудом ребёнка дома. Беседуем с ребятами о разделении домашнего труда между членами семьи, готовим коллаж на тему "Что делают мальчики?" и "Что делают девочки?", подчёркиваем необходимость взаимопомощи, совместного выполнения домашних обязанностей. Необходимо стремиться научить детей рукоделию: вместе с воспитанниками готовим своими руками поделки к православным праздникам для друзей и близких им людей.

Для меня, в работе по этому направлению, определяющими являются слова Сухомлинского: "Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное". Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"

В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....

Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...

Доклад на тему: "Роль сказки в воспитании двуязычных детей"

Самым важным, по моему мнению, является то, что рассказывая или читая сказки своему ребёнку и мама, и малыш получают огромное удовольствия от времени, проведенного вместе. Мама  находится с малыш...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"...

Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....

Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»

      Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...