Воспитание семейных ценностей через внеклассную работу
статья на тему

Современные психологи и педагоги  с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского  внимания к детям, которое называют    «дефицитом родительской любви». Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры  многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви  и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня  физического и психического здоровья детей, понижение  их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственных ценностей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном  реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Воспитание семейных ценностей через внеклассную работу

Тронева Юлия Григорьевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №25»

Притча о Разумном воспитании

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Современные психологи и педагоги  с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского  внимания к детям, которое называют    «дефицитом родительской любви». Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры  многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Именно дефицит любви  и отсутствие знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня  физического и психического здоровья детей, понижение  их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственных ценностей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном  реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

   В .Гюго сказал: « Семья – это кристалл общества». Для того, чтобы  этот кристалл сверкал чистотой, чтобы, преломляя лучи солнца, превращался только в разноцветную радугу – необходимо приложить много усилий.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

  Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи.

Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности, уверенности, да и просто: семейные традиции и обычаи — это тепло, это ценности, это вечно. И даже не столь важно, что именно станет такой семейной традицией —празднование прихода весны или совместные воскресные ужины и пр. Важно, что это все создает дружественную атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки в семье.

К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье  ведет к разобщению людей, даже самых близких.

Младший школьный возраст – это период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка. 
Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

В своей работе  для формирования семейных ценностей используются следующие формы работы с обучающимися и их родителями:
- тематические классные часы; 

- совместные семейные праздники: День матери, 8 марта, День защитника отечества, День семьи;
- совместные спортивные мероприятия: Дни Здоровья,  Мама, папа, я - спортивная семья;
- праздничные концерты: До свидания - 1 класс, 2 класс, 3 класс , обязательно (создания фильма о классе по итогам учебного года);
- участие во Всероссийских акциях ко Дню пожилого человека  «Ты не один» которую проводит почта России,  акции «Добра», «Помоги солдату». 

- подарки своими руками:  «Поздравь маму по почте» , открытки , к разным праздникам.

- 9 Мая – Поклонимся Великим тем годам, участие в «Бессмертном полку,  митинги, посвященные памяти погибшим на ВОВ , городское  кладбище в районе школы;

-Благоустройство класса, озеленение класса, благоустройство территории школы.
            Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о семейных ценностях.

Самое главное это то, что семейные традиции очень хорошо влияет на воспитание детей. Им нравится что-то делать вместе со своими родителями .Семейные традиции учат детей уважать и любить свою семью.

И в такой семье будут воспитываться дети, которые в будущем станут хорошими людьми.

Список литературы:

  1. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации// Педагогика. – 2001. – № 1.
  2. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: ИФАН, 1991.
  3. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России. – 1999.– № 1-2.
  4. И.С. Кон. "В поисках себя". М, 1989.
  5. “Человек и его ценности”. М, 1988.
  6. Т.М. Афанасьева. “Семья”. М, 1988.
  7. И.В. Гребенников. “Основы семейной жизни”. М, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.                 ...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

Воспитание семейных ценностей у ребенка.

Данную статью можно использовать на родительском собрании, при выступления на МО. Данная статья ориентирует на возрождение семейных ценностей!...

«Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»

Из опыта работы учителя «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»...

Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»

Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и ...