Конспект внеурочной деятельности "Учусь сравнивать" (3 класс)
план-конспект

Болгар Екатерина Александровна

Цель: формирование представления о понятии «сравнение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа № 104        Студенты: Дьяченко Екатерина,

Учитель: Расчектаева Светлана Васильевна

Оценка за проведение:

                                                                                           Ленда Виктория                              

                                Методист: Гарбуз О.А.

                                Подпись: ___________              

 

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс/возраст детей: 3 В класс, 8-9 лет.

Тема: «Учусь сравнивать».

Планируемые результаты: личностные: познакомить детей с алгоритмом сравнения, развивать мотивы внеучебной деятельности; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия.

Цель: формирование представления о понятии «сравнение».

Задачи: уточнить представление учащихся о сравнении объектов, построить алгоритм сравнения двух объектов, сформировать первичное умение применять данный алгоритм на простейших примерах, научить

фиксировать результаты сравнения, используя опорную схему.

Форма проведения: беседа

Дата проведения: 12.10.2022 г

Челябинск, 2022

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин

Добрый день, ребята. Сегодня я – Екатерина Александровна, и я –Виктория Алексеевна, проведем для Вас внеурочное занятие.

Оцените свое умение по предыдущей теме. Над какой темой вы работали в течение всей недели?

Как вы себя оценили?

Отлично!

- Сегодня Вы будете узнавать новое, выполняя два этапа учебной деятельности.

— Прошу обратить внимание на доску и сказать что там не так?

— Верно, при выполнении пробного действия вы выясняете, какого нового знания вам не хватает, а забыть то, чего ты не знаешь, нельзя.

— Верно, вы сами будете открывать новые знания, а мы будем помогать.

— Вы отлично знаете, как работать на уроке. Давайте не будем тратить ни минутки, скорее приступим к нашей теме.

Приветствуют учителя

Работали над темой «Учусь составлять план»

Ответы учащихся

Учащиеся исправляют ошибку в

первом этапе — Что я не знаю.

Учащиеся исправляют ошибку во втором этапе — Сам найду способ.

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

10 мин

1) Актуализация алгоритма анализа.

— Давайте откроем страницу 19 в рабочей тетради. Выполним первое задание: провести анализ геометрических фигур. Каким эталоном будете пользоваться?

— Приступайте к заданию.

— А сейчас проверьте по образцу, верно ли вы провели анализ объектов

2) Уточнение понятия «сравнение двух объектов».

Как вы сейчас проверяли свои работы?  — При проверке вы сравнивали свою работу и образец

А что значит сравнить два объекта?

-Кто поставил себе «+» за выполнение задания?

В каком случае вы поставили себе плюс?

-Уточни, какими были твой результат и образец?

На доске учитель записывает слово «одинаковые».

— Кто поставил себе знак вопроса? — В каком случае вы поставили себе знак вопроса?

-Уточни, что ты нашёл при сравнении результата и образца?

На доске учитель записывает слово «различные».

— Подведём итог: сравнить два объекта — это значит указать их одинаковые и различные свойства.

Учитель фиксирует понятие сравнения на доске

— Вам когда-нибудь приходилось сравнивать объекты? Приведите примеры

(Эталоном «Анализ объекта».) Учащиеся проговаривают шаги алгоритма анализа.

(Мы сравнивали их с образцом.)

(Определить, чем похожи и чем отличаются эти объекты).

(Если мой результат совпал с образцом.)

(Они были одинаковыми, похожими; все свойства были одинаковые.)

(Если мой результат отличался от образца, мой результат не был таким же, как в образце…)

(Я нашёл отличия, различия; различные свойства…)

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной и письменной форме;

К: общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме; работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Основной

20 мин

Смайлику тоже приходилось часто сравнивать объекты. Но однажды он столкнулся с трудностью. Сейчас я вам расскажу, с какой трудностью столкнулся Смайлик, и вы постараетесь ему помочь. Для вас это тоже будет новое задание. Как оно называется?

Задание на пробное действие.

— Найдите задание № 2.

В день рождения Смайлику предложили выбрать себе в подарок сотовый телефон. Продавец посоветовал ему два телефона, и Смайлик никак не мог сделать выбор между ними. Тогда продавец сказал: «Сравни эти телефоны и выбери лучший». Но Смайлик не знал, как правильно сравнивать

— Ребята, а вы знаете, как правильно сравнивать? У вас есть правило, которое вы можете рассказать Смайлику? «Мне понадобится алгоритм сравнения, — подумал Смайлик. — Я его составлю сам». Смайлик составил только два шага алгоритма.

— Все из вас помнят, что такое алгоритм?

Молодцы.

 — А вам приходилось сравнивать два объекта, делая выбор? Вы испытывали затруднения? Может ли вам понадобиться алгоритм сравнения? Приведите примеры. Действительно, если у Смайлика и у вас будет алгоритм сравнения, вы сможете всегда правильно сравнить не только телефоны, но и любые объекты!

— Прочитайте первые 2 шага алгоритма в учебном пособии в начале урока. Есть ли вопросы? — Тогда прочитайте задание после текста. (Помогите Смайлику достроить два последних шага алгоритма. Попробуйте дописать недостающие шаги в эталон.)

-Проверяем.

-Поднимите руку те, кто не смог достроить алгоритм сравнения двух объектов.

— Значит, что ты не смог сделать?

 — У кого такое же затруднение?

-Поднимите руку те, кто достроил этот алгоритм.

— Обоснуйте, что вы указали правильный ответ.

— Вам всем удалось выявить, в чём ваша трудность.

 — Итак, при составлении алгоритма вы все столкнулись с затруднением.

 — Что нужно сделать, когда столкнулся с затруднением?

3. Выявление причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли?

 — У всех возникло затруднение.Значит, вы чего-то не знаете.

-Что же вы не знаете?  

4. Построение проекта выхода из затруднения. — Поставьте цель.

— Построить и на этом всё? Можем «забыть» о нём?

Какие шаги алгоритма уже известны?

— Ребята, скажите, вам ведь уже приходилось сравнивать? (Да.)

 — Значит, при составлении двух последних шагов алгоритма вы сможете опираться на свой опыт? (Да.)

— Кроме того, вы сможете опираться на таблицу, которую я вам выдам для заполнения.

— В эту таблицу вы будете заносить результаты сравнения. Я предлагаю вам сравнить простые объекты, с которыми вы уже не раз сталкивались. Это поможет вам достроить алгоритм, который вы запишете на чистых листах. — Итак, предлагаю вам самим составить план работы. Расставьте шаги плана в нужном порядке.

Всем понятно, как вы будете работать? — Работать вы будете в группах, как только вы выполните 1–2 пункты плана — заполните таблицы, поднимайте руку. Будем проверять предварительные результаты вашей групповой работы.

 — Заполнять таблицы вы будете в карточке.

5. Реализация построенного проекта. Учитель раздаёт учащимся карточки с таблицами, которые нужно заполнить, и по два чистых листа формата А4 для записи шагов алгоритма.

— Проверим, что у вас получилось. (Слайд 8)

— Что получилось в результате анализа первого объекта? Второго объекта?

— Назовите различные свойства

— Назовите одинаковые свойства.

Какие названия свойств вы выбрали для сравнения этих фигур?

— Как вы узнали, какие из свойств одинаковые, а какие разные?

— Напомните порядок, в котором вы заполняли свою карточку.

— Посмотрите, а как в эталоне сокращены слова «Результат анализа»? У вас получилась опорная схема для сравнения. Пронумеруйте опорную схему в своих учебных пособиях, посмотрите на стрелку, которая показывает, что вы сопоставляли соответствующие свойства.

 — Что теперь вы должны сделать по плану? -

Посмотрим, какие пункты опорной схемы уже отражены в известных шагах алгоритма. Что вы делали при заполнении первой таблицы?

-Теперь выполните последний пункт плана. Что вы будете делать?

 — Приступайте.

— Проверим, что у вас получилось.

— Какую цель вы ставили?

 — Вы достигли цели?

Физкультминутка

 — Молодцы. Теперь необходимо научиться пользоваться алгоритмом. Для этого выполните несколько заданий.

6. Первичное закрепление во внешней речи. — Объединитесь в пары. Смайлику потребуется ваша помощь в сравнении мобильных телефонов. Вы поможете Смайлику и сможете сами потренироваться применять новый алгоритм.

— Прочитайте описание телефонов.

Прежде чем начинать сравнение, проговорите алгоритм, которым вы будете пользоваться работая в парах

— Какой-нибудь из шагов алгоритма уже выполнен?

При анализе вы должны указать не только свойства, но и их названия. Указаны ли названия свойств? (Нет.)

— Значит, вам нужно начать с определения названий свойств, которые есть у этих телефонов.

— Назовите свойства, которым обладает первый телефон?

 — Назовите свойства, которым обладает второй телефон.

— Назовите свойства, которые можно сравнить у этих телефонов?

 — Какой шаг следующий?

Следующий шаг алгоритма выполните в парах на карточках.

— Проверьте себя.

Какой шаг следующий?  

— Выполните последний шаг алгоритма в парах.

В первый столбик выпишите номера различных свойств, в другой  — номера одинаковых свойств, как в вашей опорной схеме.

— Проверьте себя. У кого есть ошибки, исправьте их зелёной ручкой. — Для чего Смайлику понадобилось сравнивать телефоны?

— Верно, сравнивать нужно, чтобы сделать выбор между двумя объектами, выявив их отличия. — На какие свойства вы обращаете внимание при выборе, на одинаковые или на разные? (На разные.) — В каком столбце перечислены разные свойства?

— Какие из этих различных свойств можно назвать более важными, существенными для выбора?

— Какой бы телефон выбрали вы?

— Смайлик выбрал телефон, который не наносит вред здоровью. Здоровье важнее, чем фотоаппарат, указка и фонарик, посчитал он.

-Вы работали в парах, какой следующий шаг необходимо сделать, чтобы понять, что умеешь применять новый алгоритм?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

— Какие объекты предлагается сравнить в пособии? В таблице уже указаны названия свойств, по которым вы будете проводить сравнение. Этот список даётся вам в помощь, но прошу обратить внимание: не все из указанных свойств подходят для сравнения ваших объектов. Лишнее свойство вы зачеркните.

— Все закончили? Проверьте себя.

— Проверьте, какие названия свойств вы выбрали для сравнения.

Какое из свойств было лишнее? (Прозрачность.) — Кто не справился? Если вы вычеркнули ещё какие-то свойства объектов, вам следует потренироваться в выполнении анализа.

— Кто справился?

— Теперь проверьте результат сравнения.

— Если вы ошиблись, поставьте себе «?», если получили верный результат сравнения, поставьте себе «+» около слов «Мой результат»

 — Кто поставил знак вопроса? Вы нашли ошибки? — Над чем тебе ещё нужно поработать3 ? А тебе? — Вы сами исправили свою ошибку? Это хороший результат.

— Кто поставил «+»? — Молодцы! — По каким ещё свойствам можно было сравнить эти слова? (По роду, по числу, по количеству слогов4…)

8. Включение в систему знаний. — Вы построили алгоритм сравнения двух объектов. Вспомните, какие пары объектов вы сегодня сравнивали?

— Подумайте, а можно ли было сравнить свойства мобильного телефона со свойствами слова «белка»? (Нет.) — Верно, не все объекты можно сравнить. Сравнение имеет смысл только для схожих объектов. Например, можно сравнить торт с ягодным пирогом и выяснить, чем они похожи, а чем отличаются. Но не имеет смысла сравнивать торт и железную дорогу

— На самостоятельной работе вы сравнивали слова «булка» и «белка». Можно ли сравнить три слова — «булка», «белка» и «булавка»? (Да.) — Таблица выглядела бы так.

Какое из свойств будет считаться общим?

 — Какое из свойств будет считаться различным? .

— Сформулируйте результаты сравнения устно. Продолжите: «Эти слова различаются по…»  

— Перечислите названия одинаковых свойств.

— А как сравнить четыре объекта, пять? (Так же, как три.)  — Сначала вы сравнивали два слова, затем три слова. Но названия свойств, по которым шло сравнение, не изменилось. Что изменилось в результатах сравнения?

 — Могли результаты сравнения остаться прежними? Да, например, для слова «балка» результаты сравнения трёх слов остались бы такими же.

Иначе и быть не может. Ведь свойства, различные для двух объектов, будут отличаться и для большего числа объектов. А вот количество общих свойств может остаться прежним или сократиться. — Поэтому, если вам нужно найти общие свойства нескольких объектов, можно поступать так. Если при сравнении двух объектов вы нашли одинаковые свойства, то третий имеет смысл сравнивать по уже выявленным общим свойствам. Четвёртый по общим свойствам трёх и т. д.

— Вы сравнивали предметы, фигуры, слова. А теперь попробуйте сравнить другие объекты. Об одном из них мы сегодня на уроке говорили: День рожденья — особая дата, Этот праздник ни с чем не сравнить, Кто-то умный придумал когда-то В день рожденья подарки дарить…

 — А мы всё-таки попытаемся сравнить день рождения с другим праздником — с Новым годом. Сделаем это в форме игры: «Кто назовёт больше различных свойств?» Выигрывает тот, кто назовёт какое-либо отличие последним.

— Я начну, а вы продолжите так же. Эти праздники отличаются по тому, кому дарят на этот праздник подарки. В Новый год подарки дарят всем, а в день рождения только имениннику.

(Задание на пробное действие)

(У нас нет такого правила)

(Алгоритм — это последовательность (порядок) действий, которая выполняется для достижения нужного результата.)

(Чтобы при покупке выбрать обувь, одежду — нужно её сравнить. Чтобы выбрать транспорт, на котором удобнее добраться до нужного места, нужно сравнить свойства тех видов транспорта, которые туда идут и пр.)

Учащиеся  пробуют заполнить карандашом пропуски в уч пособии

(Я пока не смог достроить алгоритм сравнения.)

(Мы пока не можем обосновать, что правильно составили алгоритм сравнения двух объектов.)

(Остановиться и подумать.)

(Мы достраивали алгоритм сравнения двух объектов.)

(Мы не знаем алгоритма сравнения двух объектов.)

(Построить алгоритм сравнения объектов.)

(Построить алгоритм сравнения и разобраться, как им пользоваться.)

(Два первых шага: 1) Мысленно анализирую объекты. 2) Фиксирую названия свойств, по которым буду сравнивать.)

План

1. Выполнить сравнение объектов. 2. Заполнить таблицы. 3. Достроить алгоритм с опорой на заполненные таблицы.

Форма и размер

Цвет

Цвет форма и размер

(Сравнили, сопоставили результаты анализа двух объектов.)

Р1 и Р2

(Достроить алгоритм.)

(Анализировали объекты — этот шаг указан первым. Фиксировали названия свойств, по которым будем сравнивать, — это второй шаг.)

(Достраивать алгоритм, вспоминая, как и в каком порядке заполняли таблицы.)

Пишут шаги на А4

(Построить алгоритм сравнения объектов и понять, как им пользоваться.)

(Цвет телефона, наличие музыки и радио, безопасность для здоровья, противоударность.)

(Цвет телефона, наличие фотоаппарата, противоударность, наличие музыки и радио, наличие фонарика и указки.)

(Цвет телефона, наличие музыки и радио, безопасность для здоровья, противоударность, наличие фотоаппарата, наличие фонарика и указки.)

(Сопоставляю свойства объектов.)

(Устанавливаю различные и одинаковые свойства.)

(Чтобы выбрать лучший.)

(В левом столбце перечислены разные свойства.)

(Безопасность для здоровья, наличие фотоаппарата более существенны, чем цвет и наличие фонарика и указки.)

(Сравнить слова «белка» и «булка»).

(Два телефона, две геометрические фигуры, два слова).

(В первой таблице появится столбик для перечисления свойств третьего объекта.

(То свойство, которое одинаково для всех трёх объектов.)

(То свойство, которое отличается хотя бы у двух объектов)

(Эти слова различаются по количеству букв, по одушевлённости предмета, который они означают, по второй букве.)

(У всех этих слов есть буквы — «б», «л», «к», «а». Они обладают одинаковым свойством — наличием букв «б», «л», «к», «а».)

(Общих свойств стало меньше, а различных — больше.

Называют отличия праздников

П: делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; ребенок  формулирует  проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.     строить сообщения в устной и письменной форме;

Р: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор; умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайды; работа с учебным пособием «Мир деятельности», работа в группах, парах.

Рефлексия

10 мин.

9. Рефлексия деятельности на уроке. — Какую цель вы ставили перед собой?

Вы достигли этой цели?— Всегда ли при сравнении нужно пользоваться этим эталоном?

— А зачем нужно сравнивать объекты?

— А иногда нужно сравнить, чтобы, наоборот, найти общее, выявив одинаковые свойства. Об этом вы подробнее узнаете на следующих уроках.

— Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».

Если ты знаешь, что значит сравнить объекты, но не понял алгоритма, поставь себя на первую ступеньку. Если ты знаешь алгоритм сравнения, поставь себя на вторую ступеньку. Если ты знаешь алгоритм сравнения и понял, какие объекты можно сравнивать, поставь себя на третью ступеньку. Если ты знаешь все шаги алгоритма, понял какие объекты можно сравнивать, и поставил за самостоятельную работу плюс, поставь себя на четвёртую ступеньку.

Хорошо. Те ребята, которые себя поставили на ступеньку ниже четвёртой, ещё получат возможность разобраться с шагами алгоритма сравнения на наших предметных уроках. Главное, что вы уже сделали первые шаги по лесенке знания алгоритма, а это ваш личный шаг вперёд! — Спасибо за урок. Как всегда в конце урока каждый получает эталон урока для своей копилки.

(Построить алгоритм сравнения двух объектов и понять, как им пользоваться.)

(Чтобы сделать выбор между двумя объектами, выявив

их отличия.)

Ученики работают с левой половиной лесенки «Знаю».

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Л: умение ориентироваться  в социальных ролях и межличностных отношениях;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Слайды, работа с «Лесенкой успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия 2 класс тема "Где найти витамины весной" УМК "Школа России" + презентация

Название кружка: «Разговор о правильном питании» Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное Форма работы: коллективная      Тема...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Башмаки" УМК "Перспектива"...

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"

Конспект внеурочного занятия, 3 класс "Архитектурное оригами" УМК "Перспектива"...

«Периметр геометрических фигур» конспект внеурочного занятия 3 класс

конспект внеурочного занятия по математике в 3 классе «Периметр геометрических фигур»...

Конспект внеурочного занятия 3 класс "Экскурсия в музей "Огни Москвы" "

Цель: ознакомление детей с музеем «Огни Москвы», с его структурой и экспонатами....