Адаптированная программа по внеурочной деятельности "Конструирование"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Данная образовательная программа отличается от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_konstruirovanie_2-4_klass.docx | 87.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная программа
по внеурочной деятельности
«Конструирование»
2-4 класс
(год реализации 1 год)
г. Поронайск, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Конструирование» для обучающихся
2-4 класса составлена на основе нормативных документов и программ:
- ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03. 07. 2016г).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г. № 28.
- Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант2) ГКОУШИ г. Поронайска.
- Устав ГКОУШИ г. Поронайска.
- Учебный план ГКОУШИ г. Поронайска.
Общая характеристика внеурочной деятельности «Конструирование»:
Новизна программы: в системе работы используются инновационные методы и приёмы организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ. Используются информационно-коммуникативные, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференсации и индивидуализации. самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Конструирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы. Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности.
Цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через конструирование.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики рук, снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
- Увеличение способности детей к концентрации внимания, развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
- Знакомить детей различными видами конструирования многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности. Своеобразие и отличительная особенность программы «Конструирование» – это широкий спектр предлагаемых видов конструирования. Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами конструирования (техническое и художественное) конструирование из природного и бросового материала, из бумаги, конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, а также некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек. Знакомясь с различными видами конструирования, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи, готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий.
Программу внеурочной деятельности осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Данная образовательная программа отличается от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по конструированию.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Одно из главных условий успеха обучения детей и их развития – это индивидуальный подход к каждому ребенку.
Методы:
- действия детей по подражанию взрослого;
- использование совместных действий,
- действия детей по подражанию,
- действие детей по образцу и самостоятельно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Конструирование» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности и осуществляется по данному направлению внеурочной деятельности.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года обучения.
2 класс – 34 часов (1 час в неделю).
3 класс – 34 часов (1 час в неделю).
4 класс – 34 часов (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения программы курса «Конструирование»:
В результате изучения курса «Альтернативное рисование» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
2 класс
Личностные результаты:
- формирование понятия социальной роли «ученик».
- эмоционально реагирует на окружающую школьную жизнь.
- понимает эмоциональное состояние окружающих его людей.
- понимает, что можно и чего нельзя.
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
- выражает самостоятельность при выполнении посильного поручения.
- проявляет желание трудиться.
- оознает, что определенные его действия несут для него опасность (не чистить зубы, не мыть руки и др.).
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями по инструкции педагога.
- может обратиться к взрослому за помощью, используя вербальные и невербальные способы.
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.
- проявляет положительное отношение при включении в деятельность с учителем, взаимодействует со сверстниками.
- участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций, поделок и др.).
Предметные результаты:
- работает в коллективе и паре;
- воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
- конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
- различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
- умеет объединять фигуры по цвету и форме;
- использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
3 класс.
Личностные планируемые результаты:
- имеет представление о роли ученика.
- проявляет заинтересованность в посещении школы.
- понимает, что может, а то пока ему не удается.
- выражает бережное отношение к своему здоровью.
- проявляет самостоятельность при выполнении поручений.
- проявляет интерес к сверстнику как объекту взаимодействия.
- обращается к взрослому за помощью с помощью вербальных и невербальных средств.
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и поддержания контактов.
- сремится управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами, одноклассниками.
- сремится помочь педагогу.
- участвует в совместной деятельности.
- проявляет бережное отношение к своим вещам, принадлежностям.
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Предметные результаты
- работает в коллективе и паре;
- воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
- конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
- различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
- умеет объединять фигуры по цвету и форме;
- использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ
4 класс.
Личностные планируемые результаты:
- принятие социальной роли «ученик», «одноклассник».
- проявляет положительное отношение к школе.
- выражает бережное отношение к своему здоровью, сообщает об изменениях в организме.
- пьзуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления и поддержания контактов.
- принимает и оказывает помощь педагогу.
- управляет своими эмоциями в процессе взаимодействия с педагогами, сверстниками.
- принимает участие в коллективных делах и играх.
- с помощью педагога ориентирован на понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.
- проявляет самостоятельность при выполнении заданий.
- проводит наблюдения.
Предметные результаты
- работает в коллективе и паре;
- воспроизводит в постройке знакомый предмет, находит его конструктивное решение;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- поддерживает замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности;
- конструирует по заданной схеме, учитывая прочность и устойчивость конструкции;
- различает геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения;
- умеет объединять фигуры по цвету и форме;
- использует постройки в играх театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
Содержание программы
Мозаика.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для мозаики, с правилами безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места. Изучение технологии выполнения мозаики; правил подбора тоновых соотношений (простые варианты). Знакомство с основными правилами при выполнении подготовительных и оформительских работ. Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
Лего-конструирование.
Закрепление знаний о видах деталей (квадрат, прямоугольник и т.д.) и их скреплением. Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Создание моделей из трех основных видов конструктора по образцу и замыслу. Сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры. Проговаривания, полученных фигур.
Плоскостное конструирование. Знакомство детей с плоскостным материалом (названия и свойства плоскостных геометрических фигур, счетные палочки, мозаика, веревочки, фасоль, горох и др.). Обучение простым конструктивным действиям из плоскостного материала. Обучение конструированию из геометрических фигур одинаковой и разной величины (сначала по подражанию, а потом самостоятельно), из счетных палочек, спичек, фасоли, мозаики и т.д. Обучать достраивать вторую половину изображения. Обучать конструктивному моделированию: собирать целую фигуру или изображение из частей (сначала используется метод наложения, затем – метод практических проб и зрительного сравнения). Обучение детей правильному определению положения предметов относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Развитие плоскостного конструирования и моделирования (нерасчлененные образцы-рисунки и схемы).
Конструирование из природного материала.
Знакомство с природным материалом. Учить сравнивать материалы между собой (форма, цвет, структура и т.д.). Использование одного и того же материала в различных композициях. Обучение детей правильному определению положения предметов относительно друг друга, закрепление пространственных отношений: «наверху», «внизу», «слева», «справа». Закрепление знаний эталонов формы и цвета. Формирование четких представлений о предметах и явлениях окружающей среды.
Конструирование из бумаги.
Составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам. Классификация геометрических фигур по форме. Конструирование по показу. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Различные способы разметки. Конструирование из модулей. Подготовка модулей. Создание коллективной работы. Проговаривания, полученных фигур.
Пластилинография.
Знакомство с основными приемами лепки из пластилина: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Знакомство с разными приемами и способами в рисовании пластилином. Учить смешивать пластилин, находить разные оттенки. Учить делать сюжетные рисунки из пластилина по изученным произведениям.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Мозайка | 6 | 4 | 2 |
2 | Лего-конструирование | 6 | 7 | 8 |
3 | Плоскостное конструирование | 4 | 4 | 5 |
4 | Конструирование из природного материала. | 7 | 6 | 4 |
5 | Конструирование из бумаги. | 6 | 7 | 8 |
6 | Пластилинография. | 5 | 6 | 7 |
Итого: | 34 | 34 | 34 |
Описание материально-методическим оснащением:
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- Мозайка разных размеров
- Лего-конструктор (большие, средние, мелкие детали)
- Плоские геометрические фигуры, танграммы
- Ветки, шишки, листья, камешки, ракушки т.д.
- Бумага разного формата и цвета.
- Ножницы
- Клей
- Краски
- Дощечки
- Пластилин
- Салфетки
- Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, наборы мозаики: пластмассовые, кнопочные, магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки , конструктор "Окошки".
- наборы разрезных предметных картинок с различной конфигурацией разрезов (прямые, фигурные, структурные);
- наборы разрезных сюжетных картинок с разрезами, соответствующими смысловым частям;
- наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);
- наборы вырубных сюжетных или предметных картинок по типу puzzle;
- наборы предметных или сюжетных картинок на кубиках;
- наборы палочек; полоски бумаги, картона, ткани разной длины и ширины, разного цвета;
- магнитные доски;
- наборы геометрических фигур;
- штампы, трафареты, пуговицы разного размера и различных цветов;
- природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны;
- муляжи овощей и фруктов.
Перечень основных средств обучения
- Интерактивная доска.
- Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Картотека детских песен».
- Доска передвижная, напольная магнитно-маркерная
- Пробковая доска
- Планшет
- Компьютер
Наглядный материал
- Тематические альбомы;
- Разрезные карточки;
- Тактильные дорожки;
- Строительные пособия;
- Специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др.), градусник настроения с магнитным креплением, коммуникативная система обмена карточками Pecs, расписание "Сейчас нам потребуется", лабиринт симметричный двойной для подготовки к письму, игра "Тропинка", игровой набор «Страна Монтессори», мячи массажные:
предметные картинки сооружений, построек (дома, вокзалы, мосты и др.), архитектурных памятников отечественной культуры; - Натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- Расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), бумага разного цвета и др.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Наименование (темы) | Количество часов (теория-практика) |
1 четверть | ||
1 | Правила безопасной работы | 1 ч |
2 | Танграмм | 1 ч |
3 | Осеннее дерево | 1ч |
4 | Школа (лего-конструирование) | 1ч |
5 | Город (лего-конструирование) | 1 ч |
6 | Фрукты | 1ч |
7 | Конструирование из природного материала "Осенний лес" | 1 ч |
8 | Овощи | 1 ч |
2 четверть | ||
1 | Ягоды (гроздья рябины) | 1 ч |
2 | Конструирование из мозайки "Грибок" | 1 ч |
3 | Домик | 1ч |
4 | Узор из листьев на полосе | 1 ч |
5 | Новогодние игрушки | 1ч |
6 | Новогодний шар из полос | 1ч |
7 | Новогодняя гирлянда | 1ч |
8 | Разноцветные бусы на ёлку | 1 ч |
3 четверть | ||
1 | Снегогвик | 1 ч |
2 | Зайчик | 1 ч |
3 | Медвежонок | 1 ч |
4 | Зимний лес | 1 ч |
5 | Самолёт | 1 ч |
6 | Танк | 1 ч |
7 | Поздравительная открытка "День Защитника Отечества" | 1 ч |
8 | Светофор | 1 ч |
9 | Поздравительнвая открытка: 8 марта | 1 ч |
10 | Цветок для мамы | 1 ч |
11 | Посуда | 1 ч |
4 четверть | ||
1 | Полосатый коврик | 1 ч |
2 | Праздник "Весны и труда" | 1 ч |
3 | Поздравительная открытка с "9 мая" | 1 ч |
4 | Башня | 1 ч |
5 | Весеннее дерево | 1 ч |
6 | Колобок | 1 ч |
7 | Это страницы зелёного лета | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Наименование (темы) | Количество часов (теория-практика) |
1 четверть | ||
1 | Правила безопасной работы | 1 ч |
2 | Сбор природного материала | 1 ч |
3 | Солнце | 1ч |
4 | Букет | 1ч |
5 | Вырезание из бумаги круг, квадрат, треугольник | 1 ч |
6 | Узор из геометрических фигур | 1ч |
7 | Жучок | 1 ч |
8 | Овощи | 1 ч |
2 четверть | ||
1 | Ёжик | 1 ч |
2 | Весёлые погремушки | 1 ч |
3 | Мост | 1ч |
4 | Птичка | 1 ч |
5 | Рыбка | 1ч |
6 | Скрученная гирлянда | 1ч |
7 | Гирлянда из двух полосок | 1ч |
8 | Игрушки на ёлку | 1 ч |
3 четверть | ||
1 | Снегогвик | 1 ч |
2 | Весёлые поросята | 1 ч |
3 | Будка для собаки | 1 ч |
4 | Домик с заборчиком | 1 ч |
5 | Складываение разрезных картинок | 1 ч |
6 | Конструирование из палочек | 1 ч |
7 | Поздравительная открытка "День Защитника Отечества" | 1 ч |
8 | Ветка мимозы | 1 ч |
9 | Поздравительнвая открытка: 8 марта | 1 ч |
10 | Цыплёнок в скорлупе | 1 ч |
11 | Весенние цветы | 1 ч |
4 четверть | ||
1 | Звезда | 1 ч |
2 | Праздник "Весны и труда" | 1 ч |
3 | Поздравительная открытка с "9 мая" | 1 ч |
4 | Посуда | 1 ч |
5 | Браслет из бросового материала | 1 ч |
6 | Бусы из бусинок | 1 ч |
7 | Это страницы зелёного лета | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Наименование (темы) | Количество часов (теория-практика) |
1 четверть | ||
1 | Правила безопасной работы | 1 ч |
2 | Сбор природного материала | 1 ч |
3 | Фрукты на тарелке | 1ч |
4 | Овощи на тарелке | 1ч |
5 | Мышка | 1 ч |
6 | На пруду | 1ч |
7 | Двухэтажный дом | 1 ч |
8 | Домик с заборчиком для гномов | 1 ч |
2 четверть | ||
1 | Городок для кукол | 1 ч |
2 | Мост для пешеходов | 1 ч |
3 | Мой город | 1ч |
4 | Башенка и забор для птички | 1 ч |
5 | Домик для собачки | 1ч |
6 | Новогодняя открытка | 1ч |
7 | Дед Мороз в технике мозайка | 1ч |
8 | Снегурочка в технике мозайка | 1 ч |
3 четверть | ||
1 | Снежинки | 1 ч |
2 | Машина | 1 ч |
3 | Кораблик | 1 ч |
4 | Самолёт | 1 ч |
5 | Ракета | 1 ч |
6 | Флаг России | 1 ч |
7 | Поздравительная открытка "День Защитника Отечества" | 1 ч |
8 | Вазочка для цветов | 1 ч |
9 | Поздравительнвая открытка: 8 марта | 1 ч |
10 | Парусник | 1 ч |
11 | Рыбки в аквариуме | 1 ч |
4 четверть | ||
1 | Звезда | 1 ч |
2 | Праздник "Весны и труда" | 1 ч |
3 | Поздравительная открытка с "9 мая" | 1 ч |
4 | Чайник | 1 ч |
5 | Птичка | 1 ч |
6 | Бабочка | 1 ч |
7 | Лето красное идёт | 1 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная модифицированная (адаптированная) программа курса внеурочной деятельности «Этикет»
Программа предназначена для учащихся начальных классов...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...
Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР
Адаптированные программы внеурочной деятельности для детей с ЗПР на домашнем обучении...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Внеурочная программа по краеведению...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Авторская рабочая программа по краеведению...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности " Мой край" 3 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Авторская рабочая программа по краеведению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...