Образовательная модифицированная (адаптированная) программа курса внеурочной деятельности «Этикет»
рабочая программа ( класс) на тему
Программа предназначена для учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_etiket_gbou_sosh_no9_oktyabrsk.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 9
«Центр образования»
г. о. Октябрьск
Утверждаю: Согласовано Программа рассмотрена на
Директор_________ _________20 г заседании МО учителей
/Белешина Л.Г./ Зам. Директора по УВР начальных классов
__________20 г. _________________ Протокол №_____от_____
20 года.
Руководитель МО________
Образовательная модифицированная (адаптированная) программа курса внеурочной деятельности «Этикет»
(общекультурное направление)
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Составитель:
учитель начальных классов
Макарова Екатерина Александровна
Пояснительная записка
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия , посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
При изучении курса «Этикет», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любымых мультфильмов по теме урока.
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения.Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому словарю.Культурный человек – значит человек, умеющий быть здоровым. Основные навыки по формированию здорового образа жизни ребята получают при изучении раздела «Ты сам».Занятия по программе «этикет» предусматривают выполнение творческих проектов «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка был вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «Невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности
Задачи программы:
- Ознакомить учащихся с понятием «Этикет», с историей этикета, навыками культурного поведения
- Сформировать у учащихся уважительное отношения к себе, к окружающим, к своей школе.
- Развить коммуникативные качества личности посредством драматизации, театральной деятельности
- Развивать речь
- Формировать основы нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Формировать основы морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма·
- Воспитать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре
- ·Развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
- ·Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
- Формировать у учащихся уважительное отношение к родителям, осознанное , заботливое отношение к старшим и младшим;
Партнеры:
Родители
Дом молодежных организаций
Городской музей
Центр внешкольной работы
Детская библиотека
Целевая аудитория: учащиеся 2 «Б» класса , 26 человек, возраст 7-9 лет
Данная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «художественно-эстетическое».
2Содержание программы
Программа кружка "Этикет" предназначена для учащихся 2 классов и рассчитана на 66часов (2 часа в неделю). 22 часа аудиторных , 44 часа –внеаудиторных.
№п\п | Название раздела | Количество часов | Содержание раздела | УУД | |
аудиторных | неаудиторных | ||||
1 | Введение | 1 | Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | |
2 | Правила жизни в обществе (28) | 8 | 20 | Культура поведения на улице, отношение к окружающим, правила дорожного движения, (словарь) Правила поведения в общественных местах. Посещение больного. Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров» (словарь) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Экскурсия в краеведческий музей. Правила поведения в общественных местах, (словарь). Как собраться в путешествие, поведение в поезде, самолете. Жизнь в палаточном городке. Правила проживания в гостиницах. Особенности этикета в разных странах мира. Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Правила оформления письма, тренировочные упражнения по написанию писем. Правила работы с электронной почтой. | Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;·строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой коммуникации; ·допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·формулировать собственное мнение и позицию; |
3 | Дом и семья (14) | 5 | 9 | Отношение к близким, права и обязанности членов семьи, людям старшего поколения, соседям. Простые правила поведения за столом, традиции застолья у народов мира. Культура организации семейного торжества, семейные традиции. | Личностные универсальные учебные действия: ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; Коммуникативные УУД: ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; |
4 | Гость – хозяину радость(23) | 8 | 15 | Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь). Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Дарение цветов. Отношения между мальчиками и девочками, приглашение на танец, отказ от танца. | Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа р·строить сообщения в устной и письменной форме. Познавательные УУД: ·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ·строить сообщения в устной и письменной форме |
Планируемые результаты обучения
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· проявление эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживание им;
·владение содержанием понятия о здоровом образе жизни;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащиеся получат возможность для формирования:
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Учащиеся получат возможность научиться:
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·строить сообщения в устной и письменной форме
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Учащиеся получат возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся узнают : правила жизни в обществе; правила поведения в семейном кругу; культуру поведения в общественных местах; особенности поведения в школе; правила гостеприимства; правила дарения и получения подарков; правила оформления писем, поздравлений; правила ведения переписки в сети Интернет
Учащиеся научатся:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону
общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации
общаться с представителями противоположного пола
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3Формы реализации программы
Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
- Исследования и решение проблем
- Конкурсы
- Праздники
- Викторины
- Игры
- Экскурсии
- Драматизации
- Инсценирование
- Презентации
- Чаепитие
Календарно-тематическое планирование во2 классе
№ п\п | Тема занятия | Всего часов | Из них | Формы организации деятельности | Формы контроля | |
аудиторных | внеаудиторных | |||||
1. | Введение | 1 | 1 | Беседа | Входной мониторинг учащихся | |
2-3. | На прогулке | 2 | 2 | Презентация Прогулка | Фронтальный опрос | |
4. | В магазине. | 1 | 1 | Экскурсия в книжный магазин | Творческая работа «Придумай правила» | |
5-6. | В больнице. Врач и пациент | 2 | 2 | Игра Экскурсия в больницу | Тест | |
7-8. | В общественном транспорте | 2 | 2 | Презентация Инсценирование | Памятка «Как вести себя в транспорте» | |
9-10. | В театре, в кино. | 2 | 2 | Кинопоказ Посещение театра | Конкурс рисунков | |
11-12-13 | В музее | 3 | 1 | 2 | Презентация Экскурсия в музей | Фронтальный опрос |
14-15. | На концерте, на стадионе | 2 | 1 | 1 | Беседа Экскурсия на стадион | Тест |
16-17. | Путешествия | 2 | 1 | 1 | Игра Поход | Составление памятки «как вести себя в походе» |
18. | В гостинице | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос | |
19-20-21. | Национальный этикет | 3 | 1 | 2 | Игра Драматизация Гостиная | Тест |
22.-23 | У меня зазвонил телефон… | 2 | 1 | 1 | Инсценирование Экскурсия на телеграф | Конкурс на лучшее инсценирование |
24-25. | Пишем письма. | 2 | 1 | 1 | Презентация Экскурсия на почту | Конкурс писем |
26-27-28. | Интернет и Этикет | 3 | 1 | 2 | Презентация Путешествие по интернету | Фронтальный опрос |
29. | Решение этикетных задач | 1 | 1 | Игра | Тест | |
30 | Портрет семьи | 1 | 1 | Проект «Моя семья» | Конкурс рассказов о своей семье | |
31-32. | У себя дома, что хочу, то и ворочу? | 2 | 1 | 1 | Беседа Ролевая игра | Составление памятки «Правила поведения дома» |
33-34. | За столом. | 2 | 2 | Игра Чаепитие | Промежуточный мониторинг | |
35-36.-37 | Семейные праздники. | 3 | 1 | 2 | Презентация Праздник «Папа, мама ,я –спортивная семья» | Тест |
38. | Доброе имя семьи | 1 | 1 | Газета «Семейные традиции» | Конкурс на лучшую заметку для газеты | |
39-40. | Добрые слова. Слова утешения | 2 | 2 | Презентация Инсценирование | Тест | |
41-42-43 | Домашние питомцы. | 3 | 1 | 2 | Беседа Экскурсия в живой уголок | Составление памятки «Правила обращения с домашними питомцами» |
44 | Гостеприимство как национальная черта русских | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос | |
45-46-47. | Мы идем в гости. | 3 | 1 | 2 | Игра Посещение | Тест |
48-49-50-51 | Приглашаем гостей | 4 | 1 | 3 | Презентация Игра | Тест |
52-53 | Даты и торжества. | 2 | 1 | 1 | Беседа Прогулка к вечному огню | Фронтальный опрос |
54-55-56 | Поздравления. Приглашения | 3 | 3 | Презентация Конкурс поздравлений и приглашений | Конкурс поздравлений и приглашений | |
57-58 | О подарках. | 2 | 1 | 1 | Презентация | Фронтальный опрос |
59. | Цветочный этикет | 1 | 1 | Презентация | Тест | |
60. | О комплиментах | 1 | 1 | Инсценирование | Фронтальный опрос | |
61-62. | Дама и кавалер. Потанцуем? | 2 | 1 | 1 | Презентация Бал | Фронтальный опрос |
63-64-65-66. | Обобщающее занятие. Решение этикетных задач | 4 | 1 | 3 | Викторина Прогулка Экскурсии | Итоговый мониторинг |
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 2 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Этикет и культура общения"
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжел...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (для 1–4 классов образовательных организаций)
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательны...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" для 4 класса
Адаптированная рабочая программа курса «Шахматы» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «АЗБУКА ЭТИКЕТА»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Азбука этикета»3-4 класс(ОВЗ)...