Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал
Тема педсовета " Обучение детей нетрадиционным техникам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_obuchenie_netr_metod.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Доклад на педагогическом совете
Тема: «Обучение детей нетрадиционным техникам»
Подготовила
Воспитатель
Серегова Н.В.
Чехов 2024
Актуальность темы
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С другой точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Дети с ОВЗ на протяжении всей жизни должны развиваться независимо от степени тяжести дефекта. Развитие таких обучающихся затруднено как внешними, так и внутренними факторами:
-несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту;
-недоразвитием мелкой моторики рук, слабой восприимчивостью ко всему новому;
-недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.
Процессы сравнивания и обобщения у детей с ОВЗ затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов.
Поэтому, детям с ОВЗ особенно важно развивать творческие способности, что позволит им освоить и постичь окружающий мир, красоту, гармонию.
Для развития творческих способностей необходимы занятия по ручному труду, на которых дети занимаются продуктивной деятельностью. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность человека, чтобы он развивался всесторонне.
Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творчеству и самовыражению. При этом решается и психологическая задача: дети пребывают в состоянии эмоционального комфорта, ощущают радость своего труда.
Программа «Сундучок рукоделия» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа мое программы способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, квиллинг, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
«Сундук рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, мелкой моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часа в год, в целях снижения перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы. Рекомендуемый возраст детей: 10-14, 14-18 лет. Обучение групповое. Группа формируется в количестве 6-8 человек. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный поход, что заметно сказывается на эффективности работы.
В программу «Сундук рукоделия» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа из ватных дисков», «Работа с бросовым материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Модульное оригами», «Шитьё мягкой игрушки».
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи программы:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Педагогические принципы:
- принцип природ сообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности обучающихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
коллективные формы работы.
Для работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:
Материалы:
- природный материал: сухие листья, веточки, палочки, крылатки клёна, шишки, травы.
-Ватные диски.
-Бумага офисная, цветная, газеты.
-Бросовый материал: кусочки мешковины или холста, травяная малярная щётка, кусочки ленточек, лоскуточки тканей; Обрезки кружев, тесьмы, ниток, синтепона; Коробки картона, пластиковые бутылки, пробки.
- Различные материалы для украшения: бисер, стеклярус, бусинки, пуговицы, камешки.
-Клей ПВА и «Момент».
-Краски.
Оборудование, инструменты и приспособления:
Крючки, гладильная доска, ножницы, карандаши, ластики, линейки, фломастеры, кисти для клея и красок, розетки, тряпочки для протирания кисточек, ножницы, иглы, игольницы, подкладные доски, шило.
Шитье - вид ручного труда, представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п. Шитье - это название для нескольких видов рукоделия, включая вышивание, квилинг, аппликация, пэчворк. Это одно из древнейших технологий производства, возникшее еще в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Тысячелетиями шитье осуществлялось исключительно вручную. Изобретение швейной машины в 19 веке и компьютеризация привели к массовому промышленному производству швейных изделий, но шитье вручную по-прежнему широко практикуется во всем мире. Обычно шитье ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей). При изготовлении одежды применяют следующие основные виды стежков: прямой, косой, крестообразный, петельнообразный и петельный.
Вышивание - общеизвестное распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
Вязание - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка или просто на пяльцах. Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
-Правила безопасности труда.
-Технологическую последовательность выполнения поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
- Понятия: эскиз, композиция, контраст.
Учащийся должен уметь:
-Организовывать рабочее место и трудовой процесс.
-Пользоваться различными инструментами и приспособлениями.
-Планировать работу по реализации замысла.
-Разрабатывать композиционное и цветовое решение изделия.
-Подбирать и переводить рисунок на бумагу или материал.
-выполнять ремонт одежды: пришивку пуговиц, вешалку -Технологически правильно выполнять операции изготовления поделок из различных материалов.
-Оформлять готовое изделие
-выполнять, пошив простейших швейных изделий: платка, салфетки, наволочки, мешочка, хозяйственной сумки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...