Выступление на педагогическом совете
учебно-методический материал

Серегова Наталия Валериевна

Тема педсовета " Обучение детей нетрадиционным техникам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_obuchenie_netr_metod.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

-

Доклад на педагогическом совете

 

 

Тема: «Обучение детей нетрадиционным техникам»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Воспитатель

Серегова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

Чехов 2024

 Актуальность темы

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С другой точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

 Дети с ОВЗ на протяжении всей жизни должны развиваться независимо от степени тяжести дефекта. Развитие таких обучающихся затруднено как внешними, так и внутренними факторами:

-несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту;

-недоразвитием мелкой моторики рук, слабой восприимчивостью ко всему новому;

-недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.

Процессы сравнивания и обобщения у детей с ОВЗ затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов.

Поэтому, детям с ОВЗ особенно важно развивать творческие способности, что позволит им освоить и постичь окружающий мир, красоту, гармонию.

Для развития творческих способностей необходимы занятия по ручному труду, на которых дети занимаются продуктивной деятельностью. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность человека, чтобы он развивался всесторонне.

Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творчеству и самовыражению. При этом решается и психологическая задача: дети пребывают в состоянии эмоционального комфорта, ощущают радость своего труда.

Программа «Сундучок рукоделия» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа мое программы способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, квиллинг, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в  проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

 «Сундук рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, мелкой моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).                                                           

 Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часа в год, в целях снижения перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы. Рекомендуемый возраст детей: 10-14, 14-18 лет. Обучение групповое. Группа формируется в количестве 6-8 человек. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный поход, что заметно сказывается на эффективности работы.

В программу «Сундук рукоделия» входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа из ватных дисков», «Работа с бросовым материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Модульное оригами», «Шитьё мягкой игрушки».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

  Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природ сообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности обучающихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

коллективные формы работы.

Для работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:

Материалы:

- природный материал: сухие листья, веточки, палочки, крылатки клёна, шишки, травы.

-Ватные диски.

-Бумага офисная, цветная, газеты.

-Бросовый материал: кусочки мешковины или холста, травяная малярная щётка, кусочки ленточек, лоскуточки тканей; Обрезки кружев, тесьмы, ниток, синтепона; Коробки картона, пластиковые бутылки, пробки.

- Различные материалы для украшения: бисер, стеклярус, бусинки, пуговицы, камешки.

-Клей ПВА и «Момент».

-Краски.

Оборудование, инструменты и приспособления:

Крючки, гладильная доска, ножницы, карандаши, ластики, линейки, фломастеры, кисти для клея и красок, розетки, тряпочки для протирания кисточек, ножницы, иглы, игольницы, подкладные доски, шило.

Шитье вид ручного труда, представляет собой создание на материале (ткани, коже) стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т.п. Шитье - это название для нескольких видов рукоделия, включая вышивание, квилинг, аппликация, пэчворк. Это одно из древнейших технологий производства, возникшее еще в каменном веке. До изобретения пряжи и тканных материалов одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Тысячелетиями шитье осуществлялось исключительно вручную. Изобретение швейной машины в 19 веке и компьютеризация   привели к массовому промышленному производству швейных изделий, но шитье вручную по-прежнему широко практикуется во всем мире. Обычно шитье ассоциируется с созданием одежды и домашнего текстиля (например, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец, занавесей). При изготовлении одежды применяют следующие основные виды стежков: прямой, косой, крестообразный, петельнообразный и петельный.

Вышивание - общеизвестное распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля.  Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Вязание - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка или просто на пяльцах. Вязание, как техника, относится к видам плетения.

                                        Прогнозируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-Правила безопасности труда.

-Технологическую последовательность выполнения поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

- Понятия: эскиз, композиция, контраст.

Учащийся должен уметь:

-Организовывать рабочее место и трудовой процесс.

-Пользоваться различными инструментами и приспособлениями.

-Планировать работу по реализации замысла.

-Разрабатывать композиционное и цветовое решение изделия.

-Подбирать и переводить рисунок на бумагу или материал.

-выполнять ремонт одежды: пришивку пуговиц, вешалку                                               -Технологически правильно выполнять операции изготовления поделок из различных материалов.

-Оформлять готовое изделие

-выполнять, пошив простейших швейных изделий: платка, салфетки, наволочки, мешочка, хозяйственной сумки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...