выступление на педагогическом совете
консультация

Меснянкина Оксана Анатольевна

Роль воспитателя в проохождении реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педсовет49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитателя на педсовете.

Когда, ребенок попадает к нам на прохождение реабилитации, все специалисты составляют программу работы с ним. Воспитатели не являются исключением в этом списке. На воспитателей возложена большая ответственность, так как они проводят с детьми большую часть времени по сравнению с другими специалистами.

В своей работе воспитатели ставят перед собой  следующие цели и задачи:

  1. Вооружить детей системой знаний, умений, навыков в процессе самообслуживания и соблюдения правил личной гигиены. ( Слайд 2)
  2. Формировать представление подростков о здоровом  образе жизни, развивать стремление, следовать его нормам, способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью. ( Слайд 3)
  3. Формирование у детей качества, составляющие культуру поведения и нормы общения со сверстниками и взрослыми.

( Слайд 4)

  1. Знакомить детей с правовыми нормами жизни в современном обществе,  со своими правами и обязанностями. ( Слайд 5)
  2. Воспитывать патриотические чувства у детей. (Слайд 6)  Знакомить с историей и традициями своей Родины.

( Слайд 7,8)

Воспитывать чувство уважения, гордости за своё Отечество. Формировать чувство гражданственности.  ( Слайд 9)

  1. Знакомить воспитанников с основными правилами безопасного поведения в природе, на улице, учить находить выход из сложных ситуаций. (Слайд 10)
  2. Воспитывать  жизненную позицию « иметь, быть, творить» (Слайд 11)
  3. Не менее важными  аспектами  является:  трудовое  и духовно-нравственное воспитание. (Слайд 12,13)

До сентября 2016г. воспитатели работали по недельной циклограмме (которая  включала  в себя 7 направлений деятельности каждого воспитателя, т.е. каждый воспитатель вел разностороннюю работу).

Сейчас   работа каждой группы воспитателей состоит из 5 направлений:

  • семейное воспитание
  • патриотическое воспитание
  • духовно-нравственное воспитание
  • ЗОЖ,
  • трудовое воспитание.  ( Слайд 14)

Каждый воспитатель  выбирает себе определенное направление и   составляет программу работы на 6 месяцев (это среднее время пребывания ребенка в Центре).

Эти программы включают в себя разные формы  работы с детьми:

  • беседы
  • викторины
  • тематические вечера
  • игры
  • уроки мужества
  • различные акции («Дети-детям», « Обелиск» и т.д.)

Кроме того, у каждого воспитателя  есть дополнительные кружки, клубы, творческие мастерские. Работая по их программам, воспитатели развивают творческие способности детей в различных направлениях. ( Слайд 15)

Совместно с социальными педагогами воспитатели оказывают помощь воспитанникам в подготовке домашних заданий.

( Слайд 16)

Не всегда , получается добиваться тех результатов, которых хотелось бы. Так как к нам  попадают дети, либо намного отстали в учёбе от своих сверстников, либо никогда не обучались в силу своего образа жизни. Со школьным обучением у них связаны, как правило, лишь отрицательные эмоции, они находились в группе школьных изгоев – получали двойки, их называли слабоумными,  они сносили насмешки со стороны успевающих одноклассников, нелюбовь учителей. Повышенная тревожность, страх перед порицанием или плохой оценкой были их постоянными спутниками.

Для детей и подростков, проходящих реабилитацию в Центре, характерны :

  • низкая познавательная активность,
  • узкий кругозор,
  • неумение пользоваться приёмами учебной деятельности,
  • отрицательное  отношение к  учению,
  • всевозможные способы отклонения от активной мыслительной работы.

В то же время эти дети нередко обладают:

  • повышенной активностью,
  • творческой энергией,
  • любознательностью,

другими положительными качествами, которые в силу негативных условий их жизни и влияния внешней среды не нашли социально полезной реализации.   Мы как специалисты должны способствовать активному развитию этих качеств.

Воспитатели Центра, должны сознавать то, что неудачи в учении породили у наших воспитанников внутреннее сопротивление, а иногда и отвращение к умственному труду и вообще к процессу учения, неверие в свои силы, неприязнь и враждебность к учителям.

Для того, чтобы пробудить у ребёнка желание учиться, активно включиться в познавательную деятельность, необходимо выяснить причины, по которым   ребёнок не мог справиться с учёбой.

Воспитатели  выбирают формы и методы работы, ведущие к активизации познавательной деятельности воспитанников. Работа воспитателя по развитию детей и подростков  способствует тому, что у них снимается тревожность по отношению к учёбе, они преодолевают страх перед школьными неудачами, готовы включиться в познавательную деятельность.

Так как большинство детей ,поступающих к нам педагогически запущенные  возникают сложности  во  взаимодействии  с детьми в условиях повседневной  жизни .

В практике воспитательной работы давно известна значимость единого подхода к ребёнку всех, кто с ним взаимодействует. Для условий  Центра  это особенно важно, так как облегчает адаптацию ребёнка в новых социальных условиях, исключает раздражители,  обеспечивает ребёнку возможность снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность.

Существуют проверенные практикой  педагогические приёмы, которые помогают лучше адаптироваться  детям в Центре:

1).Уделяйте постоянное, регулярное целенаправленное внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Взрослые не всегда понимают, что разговаривая с ребёнком с «высоты своего положения», они вынуждают его постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство.

2).Запомните, как зовут каждого ребёнка, и чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитывать в нём чувство собственного достоинства: ведь имя выделяет его из общей среды, ребёнок начинает осознавать себя значимой личностью. Кроме того, обращение по имени – ещё одно свидетельство заботы взрослого о ребёнке.

3). Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помните, что нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Общаясь с ребёнком, надо оценивать не его личность, а его поступки. Избегайте общих оценочных категорий: «Ты такой хороший (плохой) мальчик, фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков: « Мне понравилось, как аккуратно ты сегодня выполнил домашнюю работу » (Слайд 17)

4). В общении с ребёнком, избегайте каких- либо сравнений его со сверстниками, так как наши дети,  испытывают неуверенность в себе, чувство заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому. Лучше сравнивать поведение ребёнка вчера с его поведением сегодня, акцентируя внимание на положительных моментах: «Сегодня у тебя это получилось лучше, чем вчера».

5). Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребёнка, а негативные проявления в его поведении все же повторяются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и даже безэмоциональной.

Надо помнить, что дети часто сознательно совершают плохие поступки с единственной целью – добиться внимания любой ценой.

6). Помогите детям сформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых или других детей. Это необходимо им для самоутверждения и укрепления веры в себя..

( Слайд 18)

7).Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.. Надо стараться создавать для них благоприятные условия, позволяющие им  добиться успеха. Например, когда ребёнок хочет взобраться на качели, наклоните их к нему так, чтобы он мог это сделать сам, но не торопитесь поднимать его. Надо приучать ребёнка к самостоятельности и формировать веру в себя.

8). Старайтесь предвидеть возможные сложности и помогайте детям избегать их. В процессе деятельности подбадривайте ребёнка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Лучше сразу провести ребёнка через успех, чем реагировать потом на его неудачи и рассчитывать, что он научится на собственных ошибках.

9).Потребность поплакать – естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от боли или гнева. Не пытайтесь остановить ребёнка привычным для взрослого путём, просто взяв его на руки и говоря: «Не плачь, всё нормально». Раз он плачет, значит ему это необходимо, дайте возможность выплакаться.

( Слайд 19)

10). Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Скажите ребёнку, что  вы сделали всё возможное, чтобы  выполнить его просьбу, но не обещайте ничего в категорической форме. Например, лучше сказать: «Я постараюсь принести это в следующий раз.» Если же вы по какой—то причине все же не смогли  сдержать обещание, то объяснитесь с ребёнком, чтобы показать уму, что взрослые тоже могут ошибаться.( Слайд 20)

Очень важно, чтобы педагоги и воспитатели , работающие с детьми использовали  приведённые примеры.

Спасибо за снимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...