Внеурочная деятельность. Математическая грамотность.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
формирование функциональной грамотности
«Математическая грамотность»
4-а класс
Количество часов - 34
2023-2024 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамотность» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа «Математическая грамотность» предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
- внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 40 мин.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа. Арифметические действия. Величины. 10 ч. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Мир занимательных задач. 18 ч. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика. 6 ч. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
- готовность ученика использовать знания в учении и повседневной жизни для изучения и исследования математической сущности явлений, событий, фактов, способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать, какие из предложенных математических задач им могут быть решены; познавательный интерес к дальнейшему изучению математики.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
-контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
-контролировать выполнение задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
Познавательные УУД:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
-взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметные УУД
Обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
-объяснять свои действия;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-решать задачи в 3-5 действий; находить разные способы решения задачи;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»); составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы | Кол-во часов |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 10 |
2. | Мир занимательных задач | 18 |
3. | Геометрическая мозаика | 6 |
Итого | 34 |
Формы организации
Преобладающие формы организации занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий: тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных, сказки на математические темы, конкурсы.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение задач международных конкурсов | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | 1 | 07.09.2023 |
2 | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | 1 | 14.09.2023 |
3 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 21.09.2023 |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 28.09.2023 |
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. | 1 | 05.10.2023 |
6 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Художественное творчество | 1 | 12.10.2023 |
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 19.10.2023 |
8 | В царстве смекалки | Решение задач на смекалку | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 26.10.2023 |
9 | Математический марафон | Решение задач международных конкурсов | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. | 1 | 09.11.2023 |
10 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 16.11.2023 |
11 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 23.11.2023 |
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 30.11.2023 |
13 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 07.12.2023 |
14 | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 14.12.2023 |
15 | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 21.12.2023 |
16 | Занимательное моделирование | Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 28.12.2023 |
17 | Логические задачи | Решение задач на развитие логического мышления. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 11.01.2024 |
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность.. Художественное творчество | 1 | 18.01.2024 |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 ⋅ 9) слов, связанных с математикой. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 25.01.2024 |
20 | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 01.02.2024 |
21 | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 08.02.2024 |
22 | В царстве смекалки | Решение задач на смекалку | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 15.02.2024 |
23 | В царстве смекалки | Решение задач на смекалку | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 22.02.2024 |
24 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 29.02.2024 |
25 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. значение букв в условной записи. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 07.03.2024 |
26 | Мир занимательных задач | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 14.03.2024 |
27 | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 21.03.2024 |
28 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 04.04.2024 |
29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 11.04.2024 |
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 18.04.2024 |
31 | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач | Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 25.04.2024 |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ⋅5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 02.05.2024 |
33 | Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 16.05.2024 |
34 | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | Игровая деятельность. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество | 1 | 23.05.2024 |
Лист коррекции
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию курса внеурочной деятельности "Математические ребусы" (в 2-х частях для 3 класса)
Презентация в 2-х частях к занятию №6 "Математичекие ребусы, их составление и разгадывание" курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит оформленные в вид...
Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»
Внеурочная деятельностьФункциональная грамотность (читательская грамотность)Тема: «Сколько весит облако» Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотность...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математическая грамотность"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ" ДЛЯ 3 КЛАССА...
Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность "Математический калейдоскоп" 3 класс
Программа курса способствует повышению уровня математической грамотности детей и более высоким результатам промежуточной аттестации....