Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Внеурочная деятельность
Функциональная грамотность (читательская грамотность)
Тема: «Сколько весит облако»
Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотностью; обогащать словарный запас учащихся, развивать способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Планируемые результаты: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов: умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тексов; умение составлять речевое высказывание в устной н письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vn_skolko_vesit_oblako.docx | 57.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
Функциональная грамотность (читательская грамотность)
Тема: «Сколько весит облако»
Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотностью; обогащать словарный запас учащихся, развивать способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Планируемые результаты: способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; способность различать тексты различных жанров и типов: умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тексов; умение составлять речевое высказывание в устной н письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Оборудование: аудиозапись песни «Облака – белогривые лошадки», рабочие тетради «Функциональная грамотность. 3 класс», сост. М.В. Буряк и С.А. Шейкина.
Ход урока
- Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям и друг другу. Мне тоже подарите улыбку.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Начинается урок.
- Вспомните, ребята, что в себя включает фунциональная грамотность? (читательскую грамотность, математическую грамотность, финансовую грамотность и естественно-научную грамотность)
- Что значит быть читательски грамотным человеком? (быть вдумчивым читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о том, чему могут научить рассказы, определять главную мысль текста, объяснять значения слов).
- Постановка темы, целей.
- А теперь попробуйте определить тему урока, отгадав загадку.
Я стою, а надо мной
Ходят – бродят чередой
То собака, то енот,
То совсем наоборот!
То гора, а то – река…
Да ведь это… (облака)
- Какова же тема сегодняшнего урока? (Дети отвечают: облака)
- Да, мы сегодня будем говорить об облаках. Ребята, откройте рабочие тетради на стр. 14 зан. 5, и прочитайте тему урока.
- Теперь, узнав тему урока, вы можете определить, чему вы сегодня научитесь? Какие цели поставите перед собой? (узнаем какие бывают облака, научимся примерно определять вес облака)
- Отлично, но для начала проведем речевую разминку.
III. Речевая разминка
На доске запись:
Облако, облако,
Шёрстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
— Прочитайте. Что прочитали? (Скороговорку.)
- Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [о].)
- А знаете ли вы, что скороговорки на самом деле принято читать не быстро. А наоборот, медленно четко произнося каждый звук.
- Давайте прочитаем скороговорку так, чтобы был четко слышен каждый звук.
IV. Работа по теме урока
— Молодцы! У вас очень хорошо получается. Пора двигаться дальше, к новым знаниям.
Давайте, прочитаем текст и его заголовок.
Дети читают задания и выполняют их в ходе обсуждения.
Задание 1. Определите тип Текста.
Ответ: рассуждение.
Заданию 2. Дети в ходе коллективной беседы выяснят, что в заглавие вынесена основная мысль.
Задание З. Работа в парах. Дети обсуждают и дают ответ: в этом случае облако сравнивается с одеялом.
Подчёркивают ответ в тексте:
Несмотря на то, что облака довольно тяжёлые, они имеют меньшую штотность по сравнению с воздухом, поэтому они свободно парят в небе.
Задание 4. Абзац 2, круговорот воды в природе.
Задание 5. Дети составляют определение выделенного слова и записывают его на доске.
Ответ. Конденсируется — сгущается; это когда мельчайшие капельки воды (водяной пар) переходяфт из газообразного состояния в жидкое.
Работа со словарём С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Конденсация. 1. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое или кристаллическое.
V. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели — вновь за дело.
Задание 6. Самостоятельная работа: вписывание пропущенных слов из текста.
Ответ. Самые пушистые облака — кучевые. Перистые облака в свою очередь, менее плотные, чем кучевые, а кучево-дождевые и слоистые — более плотные и тяжёлые.
Задание 7. Работа в парах. Дети выбирают вопросы, на которые можно найти ответы в тексте.
Ответ. Как образуются облака?
Чему равен приблизительный вес среднего кучевого облака?
Какие облака более плотные и тяжёлые?
Затем коллективно отвечают на вопросы.
Ответы: Облака образуются благодаря испарению воды с поверхности Земли.
Приблизительный вес среднего кучевого облака от 500 до 1000 тонн.
Кучево-дождевые и слоистые облака — 60лее плотные и тяжёлые.
Задание 8. Дети составляют план текста. Читают абзац, выделяют в нем главное.
1. Облака — это водяной пар, который имеет вес.
2. Образование облаков.
3. Почему в таком случае облака летают по небу, а не падают на землю?
4. Зависимость плотности облаков от их вида.
5. Приблизительный вес среднего кучевого облака.
6. Дождевые облака.
Задание 9. Самостоятельная работа. Дети пишут краткий отзыв о прочитанном рассказе.
Задание 10. Работа в парах. Дети определяют названия книг.
Ответ: энциклопедия, справочник.
VII. Рефлексия
- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?
- А теперь оцените вашу работу на уроке маленьким схематичным рисунком. Солнышко, значит вы справились со всеми заданиями и достигли поставленных целей на уроке. Облачко, были задания, которые вам было трудно выполнить. А если вы не смогли справиться с заданиями, то нарисуйте облачко с каплями дождя. Будем надеяться, что в следующий раз у вас всё получится.
VIII. Подведение итогов урока
— Скажите, ребята, где могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?
Домашнее задание
Нарисовать голубой фон на альбомном листе, т.к. на следующем уроке будем рисовать в небе облака
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...
Внеурочная деятельность.Занятие по финансовой грамотности. Тема: «Деньги любят счёт»
Владение понятиями: деньги, рубль. Владение знанием: рациональное использование денег.Цель занятия:Образовательная: учить рациональному использованию денег.Развивающая: учить сравнивать и обобщать изу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 «а» класса МОУ «СОШ Хойтобэе на 2021- 2022 учебный год учителя: Доржиевой Жаргалмы Сырен-Доржеевны
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
"Функциональная грамотность: читательская компетентность"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Мастер-класс на тему "Приёмы развития функциональной грамотности (читательской) обучающихся начальных классов"
Функциональная грамотность-способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Функционально грамотная личность – это человек, ...
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...