Развитие творческого потенциала педагога, как условие успешной педагогической деятельности.
учебно-методическое пособие (3 класс)
Начнём с анализа самого главного слова в моей теме «Творчество». Творчество – это все, что нас окружает.
Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов, и радости новых открытий.
Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни.
Видеоролик «Пастернак. Определение творчества».
В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар. Цель творчества — самоотдача.
Что такое творчество? ( вопрос участникам МО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_pedagoga.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала педагога,
как условие успешной педагогической деятельности.
Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик».
Начнём с анализа самого главного слова в моей теме «Творчество». Творчество – это все, что нас окружает.
Слово такое знакомое и такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов, и радости новых открытий.
Это слово можно часто встретить в литературе, его часто употребляют и в обыденной жизни.
Видеоролик «Пастернак. Определение творчества».
В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, — это Божий дар. Цель творчества — самоотдача.
Что такое творчество? ( вопрос участникам МО)
Это пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека?
Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «Запланированное везение»?
Задача расширения творческих возможностей человека в последние годы рассматривается психологами как самый эффективный способ активного развития личности.
При этом всё чаще само понятие «творчество» рассматривается как умение человека гибко относиться к своей жизни, как способность добиваться успеха в реализации своих идей.
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, нужно ей дать волю развиваться и расцвести» М. Горький
Творчество в работе педагога - это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям.
Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования.
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела.
Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам МО).
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.
В отличие от мастерства педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт) .
В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".
Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.
К качествам такого педагога относятся:
• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности) ;
• педагогический такт;
• способность к сочувствию, сопереживанию;
• артистизм;
• развитое чувство юмора;
• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;
• создание проблемных ситуаций;
• умение побуждать вопросы детей;
• поощрение воспитателем детского воображения;
• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:
• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;
• научная интуиция;
• гибкость и нестандартность мышления;
• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;
• видеть проблемы и противоречия;
• легкость генерирования идей.
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагога совокупности творческих способностей, качеств, среди которых важное место занимают инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция.
Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми. Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями.
Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности.
Творческое развитие педагога – это длительный процесс, целью которого является формирование человека, как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность работы педагога с детьми. Следствием недостаточной творческой активности педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний, статуса учреждения, снижение уровня воспитательного процесса.
В своем опыте мы часто слышим от педагогов «Мы не умеем быть творческими людьми, мы не умеем творить.
Для успешного развития творческого потенциала педагога необходимы следующие педагогические условия:
– высокий профессиональный и личностный потенциал педагога;
– мотивационная готовность педагога;
– информированность о нововведениях;
– материальная база.
Личность считается творческой, если она обладает креативностью, как способом преобразования деятельности в творческий процесс.
«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками.
Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями?
Давайте попробуем вместе разобраться в этом.
Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.
На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает».
В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс.
В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем: «впал в детство», «ведёт себя как ребенок». Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т. д.
Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения, забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок», он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.
Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов:
- 1 этап: приручи животного в себе.
Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос: кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?
Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый, подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества.
А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко мы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.
А как мы воспитываем наших детей? «Ты должен быть сильным!» «Не будь слабаком!»
«Ты должен много учиться, поступить в престижный ВУЗ, чтобы быть успешным!» А задавали ли вы вопрос своему ребенку: «А есть ли в вашем классе (группе) кто-нибудь, кто нуждается в помощи и поддержке?» Воспитываете ли вы в своих детях милосердие и терпимость к чужим ошибкам и слабостям? А как у вас самих обстоят дела с этим?
Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.
Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.
- Как часто вы действительно осознаете свои действия?
- Как часто вы задаете себе вопрос: «Зачем мне это?»
- Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?
- В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас: среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?
А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем: А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?
2 этап: отказ от принадлежности к семье, роду, группе.
Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в «одиночное плавание».
Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества.
Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум: группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа. И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего «как все», одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т. д.
Жить в соответствии с требованиями окружающих комфортно и выгодно. А вот высказывать свое мнение, даже если оно идет в разрез с установленными нормами — невыгодно. Подобные действия могут привести к конфликту, лишению материальных благ. И вот мы смиряемся. Ведь все так живут. Если нам что-то не нравится, мы бурчим внутри себя или на кухне с родными, но в конечном итоге подчиняемся. Это и есть зависимость от принадлежности к группе. Именно от таких зависимостей и необходимо избавляться. Мы должны научиться быть сами с собою, перестать прятаться за масками, играть театральные роли. Пытаясь только выглядеть «хорошим человеком», нельзя стать таковым. Мы должны научиться жить, как дышать — также свободно. Естественно при этом не отменяются уважение к окружающим, к их праву быть собой.
Понаблюдайте за собой, своим поведением и честно ответьте себе на несколько вопросов.
- Как часто вы «переступаете через себя»?
- Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?
- Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?
- Или это страх? Тогда чего вы боитесь?
- Что мешает вам быть самими собою?
- Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?
3 этап: отказ от принадлежности к профессии.
Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.
В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности. Ребенок хорошо рисует — отдадим в художественную школу, хорошо поет — в музыкальную, склонность к технике — в компьютерный класс.
Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать. Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний. Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида.
У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.
Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.
Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной. Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр. Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.
Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора.
По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.
И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности, то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т. д.
Развиваясь, человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.
В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например: Леонардо да Винчи был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.
Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества.
А теперь давайте ответим на вопросы.
- Какими видами творчества вы занимались в детстве?
- Почему именно на них пал выбор?
- Чей это был выбор? Ваш или родителей?
- Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор?
- Вы меняли кардинально род своих занятий?
- Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?
- А если нет, тогда что вас останавливало?
- Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию?
Разбудите свое уснувшее творчество, выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?
Видеоролик «КАК сохранить креативность»
Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились.
Существует 7 признаков креативности:
- оригинальность,
- фантазия
- эвристичность
- чёткость
- активность
- чувствительность
- сконцентрированность
Притча «Лучик солнца»
Однажды луч сказал солнцу:
— Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.
— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей. Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?»
Тут он услышал грустные мысли парня: «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».
— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — воскликнул луч и подарил человеку свой огонь.
Вспыхнул солнечный огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Он взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» — обрадовалась девушка и поцеловала его. Потом парень так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение: «Я думал, вы маляр, а вы — настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»! И парень стал известным художником.
Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:
— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку.
— Ты поверил в человека, — радостно ответило солнце. — А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.
Практическая часть.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди.
Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
- Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
- Часто ли возникают такие ситуации?
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак…
Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут…
Упражнение «Творческая жизнь»
Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы
Участники объединяются в мини-группы и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».
Видеоролик «Три упражнения на развитие правого полушария».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания
Здесь представлен теоретический материал и фрагмент урока с использованием данной технологии...
Педагогическая мастерская "Развитие творческого потенциала обучающихся"
Для проведения педагогической мастерской использована форма проведения - мастер-класс. Цель проведения мастер-класса: показать роль занятий во внеурочной деятельности в развитии творческого потенциала...
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность даёт опыт тв...
Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО
Тема моей работы: Реализация творческого потенциала педагога в сфере педагогической деятельности. В работе мы найдем значения и важность проявления творческого мышления в процессе работы учителя. Мы у...
Творческий потенциал педагога как необходимое условие развития высокомотивированной личности обучающихся средствами учебного предмета
Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Агарина Наталья Ивановна, я работаю учителем начальных классов и по совместительству учителем немецкого языка со 2 по 6 класс. Я хотела бы представить ...
Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности".
Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчес...