Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической творческой деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры и развитие у них творческих способностей.
В докладе рассматриваются разнообразные формы внеурочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhkov_m.t.docx | 18.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической творческой деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры и развитие у них творческих способностей. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к внеурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка, расширению его музыкального кругозора.
К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету.
Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Одно из традиционных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой возможностью для раскрытия и развития творческого потенциала личности учащихся: учащимся нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыть и развивать свои творческие способности.
Раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка способствуют и творческие домашние задания.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в развитии творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой («Народные музыкальные инструменты», «Песни о моей Родине.
Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с учащимися.
К домашним заданиям, развивающим творческий потенциал личности, можно отнести следующие творческие задания: мини-сочинение по прослушанному произведению, создание зрительного образа музыкального произведения (рисунки, графические схемы и поделки), выступления с творческими номерами на мероприятиях и конкурсах различного уровня (музыкальная гостиная, встречи с ветеранами, конкурсы хорового и вокального пения и т.п., создание музыкальных презентаций по собственному интересу (о певцах, группах, современных композиторах, музыкальных инструментах и т.д.), разработка музыкальных кроссвордов, ребусов, загадок.
Таким образом, в рамках предмета «Музыка» решаются важные вопросы развития нашего общества, связанные с раскрытием и развитием творческого потенциала личности ребенка. Известно, что именно в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются творческие способности, складываются многообразные отношения с окружающим.
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова и до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что общество, школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки обучающихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль предмета «Музыка» в воспитании активных, творческих людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармоническое развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность.
Анализ опыта работы по теме: "Гармоничное развитие ребёнка, раскрытие его познавательных и творческих возможностей через внеурочную и внеклассную деятельность"...
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.
ПОСТРОЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ....
Статья "Раскрытие таланта ребёнка как шаг для формирования позитивного отношения его к школе".
В статье постараюсь ответить на вопросы: как родителям и учителю раскрыть таланты ребёнка на раннем этапе, как построить процесс обучения и воспитания, опираясь на личные интересы и таланты ученика....
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Создание условий для развития творческих способностей талантливых детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, ...
Работа педагога по раскрытию индивидуальных способностей обучающихся. Теоретическое выступление.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ...
"Содействовать раскрытию души..." (из опыта работы классного руководителя)
В статье "Содействовать раскрытию души и любоваться радостей расцветом..." изложены основные подходы в воспитании классного коллектива в начальной школе, представлены "заповеди" класса....
"Практикум по использованию инновационных подходов для раскрытия концепции современного образования"
Практикум для учителей начальных классов по использованию активных методов обучения . Практикум проведен с соблюдением всех этапов урока, показан способ применения активных методов,определены це...