Самая большая драгоценность (классный час с элементами игры-практикума)
классный час (3 класс)
Основной целью проведения классного часа является создание педагогических условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся по вопросу сохранения в чистоте государственного языка России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка классного часа
с элементами игры-практикума, посвящённая памяти академика Д.С. Лихачёва
Автор: И.В. Чёрненькая, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г.о. Истра
Тема: «Самая большая драгоценность».
Цель: создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся по вопросу сохранения в чистоте государственного языка России.
Задачи:
- расширить и углубить знания обучающихся о русском языке и его влиянии на человека;
- развивать потребность быть грамотной, культурной и уважающей себя и других личностью;
- воспитывать любовь, интерес и вдумчиво-бережное отношение к русскому языку.
Форма проведения: классный час с элементами игры-практикума.
Оборудование: цитаты из работ Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и «Русская культура», распечатанные на листах форматаА-4; конверт формата А-4; стихотворение В.С. Шефнера «Устная речь»; мультимедийная презентация; фрагмент фильма «Ну, почему мы так говорим?» из киножурнала «Ералаш», видео интервью «О спасительной духовной пище во время Блокады Ленинграда» из аудио-видеоархива Д.С. Лихачёва; видеофрагмент из балета «Щелкунчик» музыка П.И. Чайковского; аудио отрывки музыки А.Л. Минкуса из балета «Баядерка» и «Дон Кихот»; минусовка песни Е. Караванской «Чудесный мир»; карточки с языковым материалом; классические словари русского языка; словарь «модных слов»; «новейший словарь заимствований».
Предварительная работа: коллективное чтение книг Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и «Воспоминания о детстве» («Куоккала»); просмотр видеосюжетов З. Курбатовой (внучки академика) «Частные хроники. Дмитрий Лихачёв. 2006» и «Совесть нации» (к 110-летию Д.С. Лихачёва), видео интервью академика: «Об интересном факте из истории книги (петровские времена)», «О преимуществе книги перед телевидением», «О невероятной силе поэзии», «О Пушкине, как авторе для всех возрастов».
Ход занятия
Слайд 1
Для проведения классного часа парты расположены попарно и одновременно полукругом, для организации работы в паре и группе. На экране показана тема занятия «Самая большая драгоценность». Одновременно 1 минуту звучит музыка Л. Минкуса из балета «Баядерка» (Приложение 2).
Организационный этап (создание позитивного настроя)
Учитель. Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Сегодня нам предстоит очень важный, сложный и вместе с тем необходимый и своевременный разговор. Для этого нам нужно настроиться на работу, потому что положительный настрой и хорошее начало – это уже полдела. Пожелайте мысленно себе и всем присутствующим в этом классе успеха, веры в свои силы и полезного общения.
Определение темы классного часа
Посмотрите, пожалуйста, на экран и выскажите свои предположения, о чём сегодня пойдёт речь на классном часе?
Ответы обучающихся.
Слайд 2
Этап целеполагания
Учитель. Спасибо вам за ваши ответы, за ваши предположения, а теперь внимание на экран. Подумайте, какие вопросы волнуют авторов сюжета, что огорчает и пугает сегодня в отношении людей нашей страны к русскому языку и русской речи? Просмотр фрагмента фильма «Ну, почему мы так говорим?» из киножурнала «Ералаш» (Приложение 3).
Ответы обучающихся.
Слайд 3
Учитель. Вы абсолютно точно почувствовали и всё верно сказали. Посмотрите, вот на слайде представлены основные проблемы в обращении с русским языком, как вы считаете, а каковы их причины? Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте попробуем перевести на русский литературный язык и растолковать лексическое значение следующих слов и выражений. Кто уже готов это сделать, прошу начать.
Слайд 4
Ответы обучающихся.
Учитель. А теперь давайте проверим наши варианты значений этих слов.
Слайд 5
Дети читают про себя значения слов и словосочетаний и осуществляют самопроверку.
Учитель. Такие слова, которые понятны только группе людей (по возрасту, по принадлежности к профессии, по отношению к моменту современности), называются жаргонизмами, они загрязняют нашу речь, наносят вред русскому языку. Но почему тогда они имеют место быть, почему их говорят?
Ответы обучающихся.
Слайд 6
Познакомьтесь с авторитетным мнением известного вам и уважаемого во всём мире Д.С. Лихачёва. Значит использование в речи таких слов – это показатель бедности словарного запаса и неустроенности в жизни.
Слайд 7
И от того, что вы выберете зависит ваше счастье в жизни. Выбирайте достойное, а не лёгкое.
Слайд 8
Об опасности «шуток» с языком и речью, о разрушительной силе языкового «мусора» (жаргонизмов, сленга, матизмов) говорил ещё В.И. Даль и вот почему…
Слайд 9
Перед вами текст, ознакомьтесь, пожалуйста, самостоятельно, как испокон веков относились к скверным словам на Руси, почему их нельзя было произносить?
Ответы обучающихся.
Учитель (создание ситуации интеллектуального затруднения). А где тогда можно было говорить такие слова? Как вы думаете?
Ответы обучающихся.
Слайд 10
Слайд 11
Учитель. Доктор биологических наук П.П. Гаряев изобрёл аппарат, который превращает нашу речь в электромагнитные волны, и доказал, что некоторые слова страшнее бомб. Во время произнесения ругательств в клетках нашего организма уродуются и рвутся хромосомы. Любое слово – волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь.
Постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. В медицине известен синдром Туретта, когда человек теряет речь, но сохраняет способность сквернословить.
Слайд 12
Скверна – это мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление и мертвечина. Посмотрите, как влияет сквернословие на человека… Вы только вдумайтесь: слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово-пожелание, чтобы человек был лишён своего дома; слово «мерзавец» означает мёрзлый, холодный, безжизненный, произнося это слово, вы желаете человеку скорой смерти; слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо, это пожелание болезни; слово «негодяй» означает негодный, непригодный, испорченный, это пожелание стать неудачником в жизни; «дурак» означает бурный, неспокойный; «подлец» значит ползающий, под ногами. Вот только некоторые, «безобидные» слова. А сколько зла и боли они несут… Что особенно вас поразило?
Ответы обучающихся.
Слайд 13
Учитель. И кому как не нам предстоит прекратить загрязнение нашей речи, русского языка, саморазрушение и самоуничтожение нашего народа, нации и страны.
(Создание ситуации интеллектуального затруднения). Что для этого надо сделать? Какие конкретные действия и дела можем предложить и выполнить мы? Ведь начинать всегда нужно прежде всего с себя.
Ответы обучающихся.
Слайд 14
Учитель. Посмотрите, какие меры можно предпринять, чтобы сохранить в чистоте нашу речь и русский язык.
Слайд 15
Учитель. Чтение стихотворения В.С. Шефнера «Устная речь» под минусовку песни Е. Караванской «Чудесный мир» (Приложение 4).
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Слайд 16
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Давайте без промедления приступим делу.
Слайд 17
Предлагаю выйти из-за парт и поиграть в игру «Мы не скажем, а укажем», в которой надо будет вспомнить лексическое значение предложенных слов, имеющих в толковом словаре пометку устаревшее, а затем указать рукой или руками на предметы, которые они обозначают.
Обучающихся внимательно слушают, определяют лексическое значение устаревшего слова и указывают на него рукой.
Слайд 18
Учитель. А сейчас нам предстоит заняться орфоэпией. Давайте вспомним, что изучает этот раздел науки о языке?
Ответы обучающихся.
Слайд 19
Учитель. Перед вами известные слова. Надо верно поставить ударения над каждым из них. Работать вы будете в группах. После окончания работы прошу сигнализировать дружным соединением рук всех участников группы.
Слайд 20
Обучающихся осуществляют самопроверку и хором правильно произносят слова, с которыми они работали.
Слайд 21
Учитель. Следующий раздел русского языка является самым сложным для понимания, потому что в нём изучаются целые сочетания слов и фразы, которые нельзя понимать буквально, которые представляют собой одно целое и заменяются одним-двумя словами.
Слайд 22
Перед вами фразеологизмы. Нужно определить и записать их лексические значения. Работать вы будете в парах. Вашим помощником будет фразеологический словарь, помещённый в учебнике русского языка. После окончания работы прошу сигнализировать дружным соединением рук обучающихся, сотрудничающих в паре.
Слайд 23
Обучающихся по очереди говорят значения фразеологизмов. Сигнализируют знаками «согласия»-«несогласия», дополняют и уточняют ответы друг друга.
Учитель. Вызвало ли затруднение толкование какого-либо фразеологизма?
Беглые каторжники и прочие «беспашпортные бродяги», попав в руки полиции, скрывали свое имя и происхождение. А.П. Чехов замечает: «У бродяг самое употребительное, имя Иван, а фамилия Непомнящий». Так вписывалось и в полицейские протоколы. «Иван родства не помнящий» - говорят о тех, кто отрекается от своих слов, привязанностей, дорогих ему прежде людей. Человек беспринципный, без идей, убеждений, не знающий свою историю и язык.
Если мы будем засорять, забывать свой язык, то станем «Иванами, не помнящими родства».
Слайд 24
Учитель. Для сохранения русского языка и речи в чистоте, кроме терпеливого изучения норм литературного русского языка всем нам необходимо читать классические произведения и книги современных писателей. Посмотрите и послушайте Д.С. Лихачёва рассказ интересном факте из истории книги во времена Петра I (Приложение 5).
Слайд 25
Учитель. Д.С. Лихачёв вместе со своей семьёй пережил Блокаду Ленинграда, как вы думаете, это случайность? Если нет, то что помогло выжить?
Ответы обучающихся.
Учитель. Послушайте, что об этом говорит сам академик Д.С. Лихачёв (Приложение 6).
Слайд 26
Учитель. Учиться грамотной речи нужно долго и терпеливо, но чтобы наш язык был чистым, надо стремиться к чистоте своих чувств и мыслей.
Слайд 27
Об этом Д.С. Лихачёв пишет в своих «Письмах о добром и прекрасном». На доске у нас прикреплён конверт, в котором ожидают нашего прочтения цитаты из этой книги, относящиеся к проблеме чистоты языка и речи. Давайте откроем конверт (Приложение 7), по очереди будем доставать из него листы с высказываниями, читать и прикреплять на доску.
Обучающихся по очереди выходят, читают вслух цитаты из книги Д.С. Лихачёва.
Слайд 28
Учитель. Стать прекрасным человеку помогает соприкосновение с прекрасным. На этом прекрасном воспитывался в детстве сам академик.
Слайд 29
Просмотр отрывка из балета «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского (Приложение 8).
Слайд 30
Учитель. Следующее правило, которое поможет нам сохранить наш язык и речь в чистоте – это постоянный самоконтроль и взаимоконтроль речи, желание исправиться.
Слайд 31
Что для нас русский язык точно подметил писатель, наш современник – Вячеслав Алексеевич Пьецух. Какое точное слово подобрал писатель. Что означает слово «повеличаться»?
Ответы обучающихся.
Слайд 32
Учитель. Бережно относиться к родной речи и языку – это не просто наша миссия, это наш гражданский долг.
Учитель. Наш классный час подходит к завершению. Выскажите своё мнение о русском языке одним словом. Что для вас русский язык?
Ответы обучающихся.
Учитель.
Я хочу поблагодарить всех вас за работу, за ваши замечательные мысли и намерения. Теперь предстоит трудная, длительная и терпеливая работа над собой. Предлагаю завершить наше общение аплодисментами нашему великому языку, нашему великому народу и нашей великой стране России.
Звучит музыка Л. Минкуса из балета «Дон Кихот» (Приложение 9).
Ссылка на презентацию и приложения
https://disk.yandex.ru/d/qP-jDyK6LcaM-Q
Литература и интернет-источники
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. – М.: Детская литература. - 1989. – 238 с.
- http://www.lihachev.ru/lihachev/bio/themes/1809/
- http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm
- https://nashe-nasledie.livejournal.com/1988804.html
- http://www.lihachev.ru/lihachev/audiovideo/
- https://www.culture.ru/persons/9197/dmitrii-likhachev
- https://moiarussia.ru/dmitrij-lihachev-trudno-byt-russkim/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Самый большой орган"
Урок дан в нетрадиционной форме- Урок- практимум. Урок по программе "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка тематического классного часа «Моя семья – моя самая большая ценность»
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди человеческих ценностей. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть...
Самые большие животные (презентация)
Красочные фотографии самых больших животных. Дополнительный материал к урокам окружающего мира или внеурочной деятельности....
Скрайб-презентация "Самый большой друг"
Подробный конспект занятия по создания скрайб-презентации с детьми младшего школьного возраста....
Внеурочное занятие для 3 класса. Раздел: «Моё здоровье». Тема: «Самое большое сокровище в жизни»
Пояснительная записка: Предлагаемое зянятие проводится в самом начале изучения раздела «Моё здоровье». Тип урока: постановка учебной задачи. Поскольку цель урока этого типа - выделить задач...
Классный час "Самый большой Урок в Мире"
Цель урока – формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья....
Разработка классного часа "Самый большой урок в мире" Школа для всех
Разработка классного часа 1 класс Самый большой урок в мире о 17 общемировых целях 2030 года...