Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта»
материал
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_defektologii.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре по дефектологии «Школьное обучение и воспитание - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушением интеллекта»
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами, педагогами, цель: конечным продуктом нашей педагогической деятельности должен стать выпускник с высоким личностно развитым потенциалом, способный ставить проблемы, искать и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Коррекционно-восстановительная и коррекционно-воспитательная работа являются составляющими единой системы специального образования в школе-интернате для умственно отсталых детей. Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей с нарушениями психофизического развития повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для учащегося знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей с нарушением интеллекта, и становлению личности в целом.
В этой работе выделяется принцип единства коррекции и развития, который направлен на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом — компенсацией нарушения.
Дети с умственной отсталостью требуют создания особых условий обучения и воспитания.
Спецификой обучения и воспитания детей в школе-интернате являются:
1. Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;
2. Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;
3. Дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;
4. Дозировка учебных нагрузок;
5. Применение специальных форм и методов обучения;
6. Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;
7. Комплектация и функционирование групп лечебной физкультуры и специальных медицинских групп;
8. Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;
9. Работа с детьми-сиротами и детьми, которые находятся под опекой, и с детьми “группы риска”.
10. Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;
11. Лечебно-восстановительная работа;
12. Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;
13. Работа по социально-психологической адаптации и самореализации учащихся, как приоритетное направление деятельности школы-интерната.
Эти направления взаимодействуют в коррекционно-развивающем и учебно-воспитательном процессе, дополняют друг друга. Коррекционно-развивающие занятия направлены на: коррекцию недостатков развития познавательных процессов; коррекцию речевого развития; коррекцию эмоционально-волевой сферы; коррекцию нарушений моторики, физического развития; коррекцию социального поведения; формирование навыков пространственного, социально-бытового ориентирования, психокоррекции; создание предпосылок для социальной реабилитации и интеграции, развитие самостоятельности и жизненно важных компетенций детей с нарушением интеллекта.
Эффективными формами проведения психокоррекционных занятий являются: занятия индивидуальные и групповые, беседы-презентации, инсценировки сказок и учебных ситуаций; организационная деятельность (игра, труд), изобразительная деятельность, конструирование и др;
Эффект этих занятий направлен на снижение тревожности, агрессии, в проявлении желания учиться, общаться с друг, с другом, в повышении успеваемости, активизации мышления, памяти, восприятия, в улучшении внимания и самоконтроля, в возможности саморегуляции поведения. Повышается социальная направленность деятельности детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.
Достигнутые результаты коррекционно-развивающих занятий оцениваются мониторинговыми исследованиями и наблюдениями за поведением и состоянием здоровья детей.
Реализация системы психокоррекционной помощи ученикам с умственной отсталостью с учетом специфических и возрастных особенностей психофизического развития обеспечивает их успешную социальную реабилитацию и адаптацию.
Коррекционно-развивающая работа проводится как в учебной деятельности, так и во внеурочной, которая составляет образовательную среду.
Внеурочная деятельность школы интерната имеет воспитательную направленность на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта;
Базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности школьников:
Самое главное приоритетное направление-личностное развитие обучающихся. При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
- на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);
- формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;
- создании условий для развития со управленческих начал в формирующемся коллективе группы
культурно-нравственной ориентации.
В начале учебного года педагоги нашей школы приводили такую работу.
Следующее направление воспитательной работы.
Охрана здоровья и физического развития. Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, данному направлению уделяется пристальное внимание, целью которого является:
- воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями,
- формирование ответственности за своё здоровье,
. отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы воспитателя по данному направлению.
Большая роль в воспитательной работе отводится физическому воспитанию и воспитанию здорового образа жизни и в нашей группе. Каждое утро мы с воспитанниками стараемся начинать с организации и проведения утренней зарядки, в течение дня совершать прогулки на свежем воздухе с подвижными играми, с целью соблюдения воздушного режима. Зимой дети с удовольствием катаются на ледянках с горки, строят снежные крепости, лепят снеговиков, играют в снежки. Задачи по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни решались через следующие мероприятия беседы: «Чистота нашего дома, залог нашего здоровья», «Поговорим о зубах», «О вкусной и здоровой пище», «Вредные привычки», «О закаливании», «Чем опасен грязный воздух», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, спортивные часы общешкольные весёлые старты.
Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
Трудовое воспитания. Для того, чтобы адаптировать детей к самостоятельной жизни ведётся работа по формированию базовых бытовых и трудовых умений в сфере ухода за жилищем, за личными вещами и обувью, за телом. Дети обслуживают себя сами, чисто и опрятно одеты, Работа по формированию и привитию базовых навыков самообслуживания, навыков коллективной трудовой деятельности продолжаются ежедневно. Ребята выполняют простые хозяйственно-бытовые поручения, например, выносят мусор, ходят в прачечную за одеждой и др. Это формирует трудолюбие, добросовестность, развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Одним из важнейших направлений в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание. Основная его задача: формировать навыки культурного поведения и общения, нравственные нормы. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед нашими учащимися ставится социальная задача: подготовить их к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам.
Воспитательная работа в группе ведется так, чтобы воспитывать у детей доброту по отношению друг к другу, к окружающим людям, формировать культуру взаимоотношений между детьми, культуру поведения в обществе. Для достижения поставленных задач по нравственному воспитанию в группе проводились беседы и мероприятия: «Правила поведения в школе и группе», «Как вести себя в общественных местах», «Уроки этикета», «О поведении в гостях и за столом», «Добро и зло», «Волшебные слова», и др. Этическая культура ориентирует детей на нравственные ценности. У большинства детей сформировано умение слушать, быть терпимыми, искренними. Теоретическими знаниями дети обладают, но не всегда используют их на практике.
Основы гражданского и патриотического воспитания: Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Основная задача гражданско-патриотического воспитания - формировать у детей уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. Для реализации данных задач были проведены следующие мероприятия: «Дом, в котором мы живем», «Мордовия-наша малая Родина», «Широка страна моя родная- Россия», «День народного единства», «Моя малая Родина», «Моя семья» и т.д. Воспитанников группы ознакомлены с основами понятий «Родина», «Малая Родина», «Семья», «коллектив».
Основные задачи экологического воспитания — это воспитание любви и бережного отношения к природе, животному миру. Для реализации данных задач были проведены следующие беседы и коррекционные занятия: «Мир растений»», «В гостях у птиц», «Виртуальные сезонные экскурсии на природу, в мордовские заповедники», «Конкурс загадок о природе», «Экологическая тропа» и др.
Досуговая деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени. Виды деятельности, чем мы занимаемся в группе с ребятами -это изобразительная деятельность ( раскраски, рисование необычным способом), конструирование (особенно любят дети в группе собирать «Лего») работа с пластилином, с бумагой. Под руководством воспитателя дети любят делать поделки из различных материалов. Это способствует развитию творческого воображения, развитию мелкой моторики рук.
Ребята нашей группы участники различных общешкольных мероприятиях, этому предшествует большая подготовительная работа в группе, к которому дети относятся с большой ответственностью и интересом.
Большинство воспитанников нашей группы с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, поэтому по субботам проводим с детьми минутки чтения, параллельно
Знакомимся с различными печатными изданиями: журналами, книгами. А также с авторами статей и биографией писателей. При этом отрабатываются навыки чтения, умение отвечать на вопросы, развитием речи, с неговорящими детьми произносим простые слова.
Проводим работу с родителями ребят нашей группы.
В группе обучаются дети сироты и родительские дети. При личных встречах, чаще в разговорах по телефону мы информируем родителей об учебных успехах, участии детей в классной и школьной общественной жизни, о самочувствии, о проблемах в поведении, ищем совместные решения, проводим индивидуальные консультации.
На Новогодний праздник приехали и пришли большинство родителей наших воспитанников. Они посмотрели новогоднее представление, в котором участвовали все воспитанники группы.
В дальнейшем планируется продолжить работу над такими задачами:
- Продолжить коррекционную работу с детьми, работу по коррекции межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между детьми, работу по сплочению детского коллектива, стимулировать позитивное поведение учащихся.
Продолжить работу по формированию навыков культуры поведения и общения воспитанников.
- Создавать условия и проводить индивидуальную работу, учитывая диагноз заболевания каждого воспитанника.
- Координировать взаимодействие с учителями, медицинскими работниками, логопедом, социальным педагогом, психологом, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.
Все новое - это хорошо забытое старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое ...
Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)
Учебно-методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" представлен из выражений, расположенных по темам: "Приветстви...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...
КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
презентация к статье...
Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...