КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья

Догушева Наталья Валерьевна

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или звуков. У данной категории детей может проявляться от  незначительных  трудностей  произношения  слов  сложной  слоговой  структуры  в  условиях  спонтанной  речи  до  грубых  нарушений  при  повторении  ребенком  двух-  и  трехсложных  слов  без  стечения  согласных  даже  с  опорой  на  наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Для консультации с родителями46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Одним  из  наиболее трудных  для  коррекции среди учащихся с нарушением интеллекта является  такое   проявление  речевой  патологии,  как  нарушение  слоговой  структуры  речи.    Этот дефект  характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или звуков.  Нарушения слоговой структуры у данной категории детей может проявляться от  незначительных  трудностей  произношения  слов  сложной  слоговой  структуры  в  условиях  спонтанной  речи  до  грубых  нарушений  при  повторении  ребенком  двух-  и  трехсложных  слов  без  стечения  согласных  даже  с  опорой  на  наглядность.

Выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов. Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова: «гуница» – гусеница, «пувица» – пуговица, «моток» - молоток.

б) Итерации - увеличение  числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : «тарава» - трава, «борови»- брови.

2. Нарушение последовательности слогов в слове - перестановка слогов в слове  «деворе» – дерево, «бугама»- бумага, «памана»- панама , «гебемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый : «капута» - капуста, «комата» - комната,  «танкис» - танкист.

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому: «пипитан» - капитан, «вевесипед» - велосипед.

5. Персеверации  - инертное застревание на одном слоге в слове; «бумамага» - бумага, «ягненонок» - ягненок .

6. Контаминации – соединения частей двух слов: «холодильница» - холодильник и хлебница.

Процесс овладения слоговым составом слова у детей с нарушением интеллекта сохраняется  на  протяжении  многих  лет и осложнен тем, что нарушено  общее и речевое развитие ребенка, в частности слуховое восприятие, уровень развития артикуляционных возможностей, развитие мотивационной стороны деятельности и т.д. Ошибки обнаруживаются  всякий  раз,  как  только  ребенок  сталкивается  с  новой  звуко-слоговой  и морфологической  структурой  слова. Следовательно, нарушение слоговой структуры слова у детей с нарушением интеллекта отрицательно сказывается на их межличностных отношениях со сверстниками, возникают трудности общения с взрослыми и усложняет процесс учебной коммуникации, поскольку именно коммуникативная способность является одним из условий успешности в школе.

При работе по коррекции слоговой структуры слова требуется больное количество наглядности и дидактического материала, который способствует привлечению внимания детей, увеличения объема запоминания, развивается наглядно – образное мышление.

Коррекционную работу можно поделить на два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе  проводятся  упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации: нужно правильно сказать, где звенит, стучит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади); перемещение  в пространстве по словесной инструкции взрослого.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации: ориентация в собственном теле: покажи левую руку, правую ногу, правой рукой левое ухо, у соседа правое колено.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги): определение на листе углов, центра; графический диктант, продолжить ряд по образцу; найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации: раскладывание картинок по темам '' Времена года'', '' Части суток''; беседы  по теме '' Вчера – сегодня – завтра''.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений: артикуляционная и пальчиковая  гимнастика.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков: «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши», «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла», определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов: произносить цепочку слогов с одновременным перекладыванием карточек, камешков или бусинок, обозначающие количество слогов; «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем; сосчитать количество слогов, произнесённых педагогом, назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; запоминание и повторение цепочки слогов разных типов; наращивание слогов.

Упражнения на уровне слова: деление слов на слоги, отстукивая количество слогов мячом, перебиванием карточек, кубиков, камешков; сравнение слов по длине; складывание картинки, разрезанной на количество слогов в слове; выделение из перечисленных слов одинакового слога, подбор слов к схемам, составление слов из слогов. Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения). Выполнять упражнения на отраженное скандированное повторение слов. Выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Упражнения на уровне предложения и связного текста:  заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ашка-ашка – на столе чашка. Деление предложений на слова; чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги; чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка; чтение (запись) слов сложной слоговой структуры; чтение (запись) предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок.

Решая    задачу по  преодолению  нарушения  слоговой  структуры  слов у учащихся с нарушением интеллекта,  мы  способствуем  развитию  у  них  грамматически  правильной,  лексически  богатой  и  фонетически  четкой  речи,  формируем   коммуникативные навыки, что способствует  их  социализации  в  обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...