Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
материал
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_po_defektologii.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на семинаре по дефектологии:
«Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в условиях школы-интерната»
Подготовила: Ларина Е.В.
Инсар, 2022
«Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в условиях школы-интерната»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
Здоровье является одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Но человек устроен так, что не думает о своем здоровье, когда здоров, а начинает беспокоиться, если заболевает. Как научить заботиться о своем здоровье ребенка с ранних лет, чтобы здоровый образ жизни стал нормой уже взрослого человека? Забота о здоровье уже становится национальным проектом. Поэтому укрепление и сохранение здоровья – важная задача, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка.
Ученые утверждают: если в определенное время ребенку не дать те знания и умения, которые ему необходимы в определенный период новообразований в его психике, то потом это будет сделать труднее, так как полученные знания не всегда станут привычкой.
Несомненно, чем раньше начнет осуществляться забота о формировании здоровья ребенка, привитии ему навыков здорового образа жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.
Осознавая значимость поставленной проблемы стараюсь уделять большое внимание формированию привычек здорового образа жизни у воспитанников, созданию условий для сохранения, укрепления здоровья детей, воспитание у них культуры здоровья личности и потребности в здоровом образе жизни.
Систематически использую в своей работе по данному направлению следующие формы работы:
- беседы,посвящённые здоровому образу жизни;
-просмотр тематических презентаций
- проведение различных: ролевых игр, спортивных эстафет, подвижных игр на свежем воздухе;
Такие воспитательские мероприятия решают следующие задачи:
- профилактика социальных вредностей;
- формирование у воспитанников представлений и понятий «культуры и ценности здоровья»;
- повышение социальной активности воспитанников;
- внедрение традиций, пропагандирующих ЗОЖ и способствующих ему;
- воспитание у детей потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- формирование устойчивых навыков и установок на ЗОЖ.
Особое внимание я уделяю созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций здорового образа жизни: проведение “минуток здоровья” на занятиях, “минуток психологической разгрузки” в течение дня и др.
Первая ступенька к здоровому образу жизни – формирование культурно – гигиенических навыков.
В процессе повседневной работы я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для наших детей естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Группа у нас разновозрастная. У старших девочек санитарно-гигиенические навыки в основном сформированы. При обучении младших девочек процедурам я начинала с себя. Мыла руки, объясняя им, что я делаю и для чего. Потом любовались своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.
В каждодневной деятельности совершаются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и я постепенно предоставляю им все больше самостоятельности, перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам.
Используя в работе беседы занятия по зож помогаю детям лучше узнать себя, свой организм, обучаю бережно относиться к себе, своему здоровью, здоровью других людей.
Занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованности, а не слепого, механического наполнения изучаемого материала. Например, в числе задач занятия “Снежок – мой дружок” мы находим – “воспитывать доброту и внимание к окружающим людям, животным, предметам. И конкретно выделяется задача: “Нельзя бросать снежки в окна; в прохожих, в проезжающие машины”. Я ставлю своей целью сочетать стремление к физическому совершенству с морально-этическими и эстетическими нормами.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто они неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером для установления контакта с окружающими, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться.
Поскольку оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия воспитанников в их ближайшем окружении не всегда созданы (нарушения межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья умственно отсталых детей я провожу специальные занятия. Занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
Основная цель этих занятий: знакомство детей с различными чувствами и эмоциями, ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь “прожить” определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Ведется работа и по профилактике социально-негативных явлений (табакокурения, алкоголь).
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.
Проводятся такие беседы , как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Профилактика вредных привычек для наших ребят – это не обсуждение вредности от курения и алкоголя, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.
Проводим различные спортивные соревнования и игры, «Веселые старты», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость!
Моя работа по «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к вредным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
"Формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения"
ЗОЖ в урочной и внеурочной деятельности...
Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...