"Вопросы преемственности – взгляд изнутри"
учебно-методический материал

Сазонова Надежда Михайловна

    Формы осуществления преемственности школы с дошкольной группой можно поделить по следующим направлениям.

1. Работа с детьми:   экскурсии в школу;   знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;   участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;  посещение дошкольниками учебных занятий в «Школе будущего первоклассника», организованных при школе (занятия проводятся по субботам);  посещение летнего оздоровительного лагеря при школе (дети, идущие в 1 класс).

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); проведение диагностики по определению готовности детей к школе ( в конце мая); 

3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с учителями школы, которые уже стали традиционными;  консультации с педагогами школы; родителей с будущими учителями.

   Одним из направлений осуществления преемственности школы с дошкольной группой  является организация предшкольной подготовки,  которая позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

      В процессе подготовки педагоги  нашей школы уделяют большое  внимание  на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_preemstvennosti_-_vzglyad_iznutri.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

461604 Оренбургская обл., Бугурусланский р-он, с.Дмитриевка,

Ул. Центральная, 64 тел. (35352) 57-1-03

e-mail dmitriewka-list1@mail.ru        

        

Выступление на августовском семинаре

«Вопросы преемственности – взгляд изнутри»

        

                                                                                    Подготовила:  

учитель начальных  классов

                                                             Сазонова Н.М.

2024 г

 «Школьное обучение никогда не начинается

                                           с пустого места, а всегда опирается

                                                      на стадию развития, проделанную ребёнком».

                                                                                        Л. С. Выготский.

          Переходный период от дошкольного  к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

        На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика).

       Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

       Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

            Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Задачами  сотрудничества ДОУ и школы являются:

−установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

−выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

−создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно- образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

−всестороннее психолого-педагогическое  просвещение родителей.

    Формы осуществления преемственности школы с дошкольной группой можно поделить по следующим направлениям.

1. Работа с детьми:   экскурсии в школу;   знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;   участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;  посещение дошкольниками учебных занятий в «Школе будущего первоклассника», организованных при школе (занятия проводятся по субботам);  посещение летнего оздоровительного лагеря при школе (дети, идущие в 1 класс).

2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); проведение диагностики по определению готовности детей к школе ( в конце мая);  

3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с учителями школы, которые уже стали традиционными;  консультации с педагогами школы; родителей с будущими учителями.

   Одним из направлений осуществления преемственности школы с дошкольной группой  является организация предшкольной подготовки,  которая позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

      В процессе подготовки педагоги  нашей школы уделяют большое  внимание  на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.

              Анализируя учебную деятельность в 1 классе по таким показателям как:

• выполнение диагностических работ по полугодиям,

•мотивацию к обучению,

 • участие во внеурочной деятельности,

 •межличностные отношения в классе,

• уровень сформированности культуры поведения, можно сделать вывод о качественной предшкольной подготовке детей, основанной на сотрудничестве дошкольной группы  и школы.

         В этом учебном году к нам поступили обучающиеся с хорошей подготовкой к школьному обучению, о чем говорят результаты адаптационного периода, дезадаптированных детей – мало. Мы очень благодарны коллегам из дошкольной группы.  Также отмечаем у некоторых детей достаточно высокий уровень сформированности  внимания, памяти, общеучебных навыков (умение действовать по инструкции, дисциплинированность). Но наряду с этим, привлекает внимание количество детей, имеющих речевые нарушения, слабое развитие тонкой моторики.

Поступление  в  пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника, так как в этот период осуществляется переход к новому образу жизни, новым условиям деятельности,  новым взаимоотношениям  со сверстниками и  учителями.  Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями  и разным стилем общения  является ярким  внешним показателем их взросления. Перед пятиклассником ставятся задачи  нового,  по сравнению с начальной школой, уровня, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает еще  и с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически - это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей. У детей  с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с  новыми  ожиданиями. Они чаще отвлекаются, неадекватно  реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти  сложные психологические этапы взросления требуют внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны  педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.

            Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

         Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

         Пока ребенок решает, как выстроить модель своего поведения на каждом уроке, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

         Пятиклассники - народ эмоциональный. И школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания школьники будут способны в более старших классах.  А сейчас  для них важны забота и внимание со стороны учителя.

         Часто педагоги среднего звена забывают о том, что если у школьников, присутствующих на уроке, есть какие-то волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно в начале урока  уделить  время на  создание комфортной доброжелательной атмосферы  и на ликвидацию негативных эмоций учащихся. Особенно в этом нуждаются учащиеся, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

          Пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение праздников, викторин, конкурсов, консультаций слабоуспевающим учащимся, выпуск тематических классных газет, совместные поездки, экскурсии. Опытные педагоги, понимая значимость этих традиций в школьной жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание педагогом  всего, что было наработано коллективом учащихся до него,  не принесет позитивных результатов и не лучшим образом отразится  на личностных взаимоотношениях с педагогом.

         Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление  контроля  со стороны учителя и родителей за выполнением домашних работ. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

         Резкие изменения условий обучения, качественное усложнение требований,  предъявляемых к школьнику разными учителями, и сама  смена позиции "старшего”  ученика в начальной школе на "самого маленького” в средней - серьезное  испытание  для психики пятиклассника.  Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца.

         В связи с этим  возникает  необходимость четкого планирования работы по преемственности.         Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа в нашем коллективе  ведется по трем направлениям:

-совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

-   работа с учащимися;

 -    работа с родителями.

           В рамках сотрудничества учителей начальных классов и учителей среднего звена  проводятся  уроки, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего года, в 5 классе,  эту практику  продолжаем, только теперь уроки посещают  бывшие учителя начальных классов. 

  Данная форма сотрудничества позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Необходимы в рамках преемственности в течение учебного года взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий учителем начальных классов и учителями-предметниками,  рассказывать об особенностях класса, детях, об их способностях, увлечениях, учебе, о домашних условиях и каждому ребенку дать подробную характеристику. На совместных родительских собраниях с учителями предметниками, будущими классными руководителями знакомим  родителей и детей с требованиями, которые предъявляются к обучающимся пятых классов, с общеобразовательным стандартом начального образования, который признан обеспечить обучающимся равные возможности для дальнейшего продолжения образования.

              В современном обществе в сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности ребенка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу.

         Тесный контакт с семьей помогает в  выработке единой линии нравственного воспитания. Учителя вместе с родителями определяют, какие педагогические приемы эффективней в воспитании того или иного ребенка к выполнению школьных правил, воспитанию самостоятельности и осознанной дисциплинированности в школе и дома.

               Для повышения педагогической культуры родителей проводятся родительские собрания с обсуждением вопросов нравственного воспитания в семье, консультации для родителей, работа родительского комитета,  начиная с 01 сентября наступающего учебного года ( по плану).

                   Проблема преемственности и адаптации учащихся  является актуальной и требует больших затрат времени, общих усилий педагогического коллектива  общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности самих учащихся принять новые условия школьной жизни.

         Список литературы

1. Гасанова Р.Х., Пичугин С.С. Преемственность ФГТ и ФГОС в системе дошкольного и начального общего образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2013. - №2.

2. Корепанова М.В., Сагитова И.А., Поликарпова А.О., Небратенко И.А. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №6.

3. Миронов А.В. ФГТ и ФГОС: преемственность дошкольного и школьного образования. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №11.

4. Мурзина Н.П. Детский сад – семья – школа и образовательные стандарты (О проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей). // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество ДОУ и общеобразовательной школы по вопросам преемственности в обучении (из опыта работы)

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, м...

Развивающее обучение. Вопросы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ.

В статье вскрыты проблемы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ. Показаны направления работы по развивающему обучению. (из опыта работы)...

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...

Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.

Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...

ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.

В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционн...

Эссе «ФГОС глазами учителя или взгляд изнутри»

За годы работы я пришла  к выводу, что у учителя есть удивительная возможность помочь вырасти каждому ребёнку. Помочь  вырасти  тем  цветком, от которого  будет веять добром...