Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.
статья (1 класс) на тему
Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского
Никитина О.И.,
учитель начальных классов
Эпиграфом своего выступления я взяла слова Л. С. Выготского “Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком”.
А перед школьным обучением у большинства наших первоклассников был детский сад, то есть дошкольное образовательное учреждение.
Чтобы говорить об организации преемственности на уровне учитель– воспитатель определимся в самом понятии “преемственность”.
Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (философский словарь).
Я рассматриваю преемственность как двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков). С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
Такой процесс можно было бы сравнить с передачей “эстафетной палочки” от воспитателя нам как учителям.
Целью совместной работы на начальном этапе процесса преемственности является создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из детского сада в начальную школу.
Уже стало доброй традицией в нашей школе работа, на протяжении практически всего учебного года, ШБП . Данный курс организовывается для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».
С дошколятами в этот период мы, работали в классах, в которых им предстоит в дальнейшем учиться. Свои занятия мы нацеливали на то, чтобы будущий первоклассник познакомился с нами, их первыми учителями, со своими будущими одноклассниками, а также не боялся новых ситуаций, чувствовал себя полноправным членом сложившегося коллектива , понимал значение правил и умел соблюдать их, концентрировал внимание в течение урока.
На занятиях ШБП центральное место занимала игра. На каждом занятии мы проводили игры и занимательные упражнения, которые способствовали развитию познавательного интереса учащихся к процессу обучения. Соблюдая преемственность, на всех занятиях применяли наглядность, красочный раздаточный материал, использовали возможности интерактивного комплекса.
Основной задачей начальной школы в рамках нового образовательного стандарта стала задача учить детей учиться.
В настоящее время готовность дошкольника к школьному обучению заключается не столько в уровне умственного развития сколько в уровне развития познавательных процессов: памяти, внимания, умении обобщать и дифференцировать предметы, в осознании способов выполнения действий, в овладении навыками самоконтроля и самооценки.
Считаю, что эффективным компонентом знакомства с будущим учеником являются занятия в группах детского сада, которые мы с большим удовольствием посетили. Мы увидели, что воспитатели детского сада включают в процесс обучения специальные учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Развивают самостоятельность у дошкольников, которая является основой успешного обучения ребенка в школе. На занятиях используют тренинги, развивающие упражнения, дидактические игры, графические диктанты. Такие занятия, проводимые воспитателями, как форма обучения, предшествуют уроку в школе. Важным стало для нас и то, что на занятиях по математике в детском саду у ребят вырабатывается математическая речь, правильность написания цифр, формируется навык счёта в пределах 20 прямой и обратный, вводятся математические понятия: предшествующий, последующий, стоящий между. Они по сюжетным картинкам составляют разного вида задачи. Эти ууд отрабатывались и на занятиях в ШБП. Работая дополнительно в развивающем центре «Каруселька» я могу уверенно сказать, что эти навыки дополнительно детьми отрабатывается и там. Используя тренажёры дети решают примеры в пределах 10, узнают состав числа. Тройная работа не может не дать положительной динамики для интеллектуального развития ребенка.
На основе педагогических наблюдений и индивидуальных бесед с воспитателями мы смогли составить первичное представление о классах, познакомились с индивидуальными особенностями будущих первоклассников.
Все эти формы работы позволят предупредить дезадаптацию к школе у ребят, определить для себя детей группы “риска”: гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей, с низким уровнем готовности к школьному обучению ( кстати , таковых в этом наборе гораздо меньше, чем предыдущие годы)
Заранее заботясь о благополучном начале учебного года мы решили составить для родителей памятку, где выделили психологические аспекты успешной учёбы, предложили правильно организовать летний отдых, научить детей соблюдать режим дня и отработать безопасный маршрут «дом-школа-дом»
Конечно, в своей работе мы планируем опираться на те технологии, формы и методы обучения, которые использовали воспитатели в организации деятельности с учащимися на занятиях.
Совместными нашими усилиями формируется положительная мотивация к обучению.
Надеемся, что общение с воспитателями продолжится в новом учебном году и они с не меньшим удовольствием будут следить за обучением своих воспитанников, посещать уроки, проводить диагностики.
Таким образом, вопросы преемственности на уровне учитель – воспитатель успешно решаются при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
Хочется закончить выступление словами великого педагога В.А. Сухомлинского:
“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Преемственность начальной школы и детским садом
Преемственность начальной школы и детским садом...
Преемственность начальной школы и детским садом
Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад. Анализируя состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...
методика подготовки и проведение Новогоднего бала, предназначена для учителей начальных классов, воспитателей детских садов. педегогов-организаторов подростковых клубов по месту жительства
Методическая разработка в помощь педагогам-организаторам, воспитателям детских садов, учителей начальных классов...
«О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи»
Выступление на МО учителей начальных классов...
Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"
«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...
Программа преемственности начальной школы и детского сада.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...
Статья " Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС"
В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество пе...